Живопись

 

Проблема реставрации произведений из музейного собрания является одной из основополагающих задач сохранения культурного наследия. Наряду с хранением, изучением и просвещением - это один из «китов», на которых стоит музейное дело. Для каждого музея достичь 100% показателя в решении данной задачи можно считать тем пиком, той вершиной, к которой нужно стремиться. 

            В фондах нашего музея достаточное количество произведений нуждаются в реставрации. Это работы из всех коллекций: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и скульптура. Музей имеет в штате своих мастеров реставрационного дела. Но также часто приходится обращаться в знаменитые школы реставраторов в Москве, в частности в ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря, где лучшие и наиболее сложные в работе музейные предметы попадут в руки мастеров. Техники и технологии, применяемые в центрах реставрационного мастерства можно отнести к передовым, разработанным с научной точки зрения. За последнее время примером этому может служить «Портрет германского императора Рудольфа II» кисти неизвестного художника. Это был точно продуманный расчет на прочность материала и способность выдержать значительные нагрузки (в буквальном смысле) красочного слоя. Картина написана на деревянной доске, которая раскололась на несколько частей и значительно выгнулась. Задача реставраторов была в том, чтобы не просто соединить разрушенные фрагменты доски, но и максимально ее выпрямить. Сейчас это произведение размещено в постоянной экспозиции западноевропейского искусства.    На базе музея в разные периоды, начинали работать многие известные ростовские мастера реставрационного дела: М.Е. Соколенко, В.Н. Аверичев, В.И. Ефремов, И.С.Полевода и др.  Много произведений живописи и иконописи было отреставрировано в ростовской реставрационной фирме «Дон». Вопрос реставрации всегда стоит очень остро. Музейная реставрация  это отдельная тема.  В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения. При утрате авторского рисунка (живописного слоя) реставратор подбирает соответствующее тоновое решение, чтобы утрата не так была заметна, создает цельность восприятия всего произведения. Это принципы музейной реставрации, которым следуют при реставрации всех видов изобразительного искусства.


Абашин В.Ф. Натюрморт с дыней и арбузом. 1914. Х., м. 44,2х62.jpgН.х. Пейзаж с косцами. II пол. XIX в. Х., м. 50х70.jpgухин А.И. Портрет сидящего в кресле. 1913. Х., м. 80х88,5.jpg
Бодаревский Н.К. Женский портрет. 1916. Х., м. 161х98,5.jpgВучичевич-Сибирский В. Мельница. Нач. XXв. Х., м.48х28.jpgВучичевич-Сибирский В. Ночь. Нач. XX в. Х., м.48х28.jpg
Гринберг В.А. Портрет А.Рысс. 1922. Х., м. 54х42,5.jpgИзраэльс И. Портрет старика. Вторая пол. XIX в. Х., м.60,5х50,3 .JPGН.х. Мужской портрет у колонны. Середина XIX в. Х., м. 62,5х49.jpg
Икона «Мученица Екатерина». XIX в. Дер., темпера. 46х19.jpgИкона «Сергий Радонежский», XVII. Дер., темпера. 32х25.jpgМуравьев В. лесная речка. 1936. Х., м. 146,4х97,4.jpg
Н.х. Женский портрет. Х., м. 86,5х64.jpgН.х. Портрет германского императора Рудольфа II.XVII. Дер.м.44,5х36.JPGН.х. Портрет женщины с открытыми плечами. К., м. 32,5х24,7.JPG