Выставки
"Украшение дворцов и хижин"
Период работы:
С 9 октября по 3 декабря
9 октября 2017 года в 16.00 в Ростовском областном музее изобразительных искусств (ул.Пушкинская,115) открывается уникальная выставка «Украшение дворцов и хижин».
Впервые в музее, в рамках одной экспозиции представлена вся коллекция фарфора и фаянса. Экспонируемый на выставке фонд (небольшой по объему, около 200 предметов), тем не менее, позволяет представить историю фарфора в его развитии, охарактеризовать разнообразие техник и форм, и обладает как типичными, так и редкими произведениями. Каждый из представленных экспонатов – обладает несомненной ценностью – и не важно, относиться он к разряду ординарных вещей или является уникальным предметом, отразивший характер своей эпохи. Коллекция керамики в собрании РОМИИ состоит из трех взаимно дополняемых разделов: искусство Востока, в котором представлены произведения Китая и Япония, западноевропейский фарфор и русский фарфор XVIII - XX вв.
В собрании китайского фарфора РОМИИ наиболее ценными являются произведения периода « правления трех императоров» (1662-1795), манчжурской династии Цин(1644-1911). Царствованием Канси (1662-1722) датируется в собрании РОМИИ цилиндрическая ваза. Торжественная и монументальная форма вазы восходит к древним жертвенным сосудам «гу». Она происходит из частных мастерских Цзиндэчженя. Собрание японского фарфора не велико и состоит из произведений XIX- начала XX веков. Одним из последних приобретений является ваза с ручками в виде драконов и изображением Будды среди сонма богов, с маркой провинции Сацума середины XIX века.
Основу коллекции западноевропейского фарфора составляют произведения, Мейсенской и Севрской мануфактур, а также изделия английских заводов. Фарфор - «белое золото» и непостижимая тайна Древнего Китая. За секретом изготовления китайского фарфора охотились сотни алхимиков и ученых на протяжении множества веков. Только в XVIII веке фарфор был изготовлен европейскими мастерами. Именно в это время в Германии появилась легендарная фабрика Мейсен, чья фарфоровая продукция высоко ценится по всему миру. Самые ранние образцы Мейсена в музее, датируются серединой XVIII века: это «Лоток» в форме листа 1750 года и скульптурная серия «Времена года» - «Зима» и «Весна»- 1760 года. Но основная масса произведений относиться к XIX веку, сохраняя своеобразие и неповторимый образ Мейсена в каждом из своих произведений, будь то декоративные украшения, подсвечники или скульптурные композиции.
Французский фарфор Севрской мануфактуры занимает в истории мирового керамического производства особое место. Фарфоровые изделия мастеров Севра несут узнаваемый собственный стиль. Мастера этой мастерской умело работали как с глазурованным, так и с бисквитным фарфором, достигнув высот фарфоровой пластики, создавали истинные произведения искусства, ставшие их визитной карточкой. В музее храниться скульптура «Девушка у ручья» прекрасный образец бисквитной фарфоровой пластики Севра.
Собрание русского фарфора наиболее значительная часть собрания ДПИ. Среди них: изделия Императорского фарфорового завода, заводов Гарднера, Попова, М.С.Кузнецова, братьев Корниловых и других отечественных производителей. М.А. Врубель утверждал, что «…лучшее искусство русский фарфор». Русский фарфор представлен произведениями Императорского фарфорового завода, где с конца XVIII века выпускались прекрасные сервизы, вазы, портретные бюсты. Коллекцию русского фарфора, фаянса украшают, например, редкая Ваза с изображением морского пейзажа, Рюмочная передача из, так называемого, Бабьегонского сервиза, Бокал с лепными цветами и другие экспонаты, выполненные на Императорском фарфоровом заводе. Заводы Гарднера и Попова, Миклошевского и братьев Корниловых, Товарищества М.Кузнецова наряду с образцами ваз и посуды, представлены разнообразной мелкой пластикой, которая выпускалась в больших количествах и была истинным украшением « дворцов и хижин», по словам известного исследователя русского фарфора М.В. Фармаковского.
Фарфор на протяжение тысячелетий привлекал к себе внимание, его производство находилось под контролем правителей. «Фарфор - дело государственной важности».
Можно сказать с уверенностью, что фарфор – не просто историческое достояние, но символ будущего, потому что он олицетворяет мир и благополучие. Бережное отношение к хрупким предметам, напоминает о столь же бережном отношении человека к человеку.
Ждем вас по адресу Пушкинская ,115
Ежедневно, кроме вторника - выходной день с 10 00 до 18 00.
Кассы работают до 17 30.