Выставки
Волшебные сказки и их герои. Виртуальная выставка
Иллюстрации к народным и авторским сказкам из собрания Ростовского областного музея изобразительных искусств.
Основу виртуального проекта составляют графические листы известных мастеров, которые большую часть своей творческой жизни отдали оформлению детской книги. Представлены все три вида эстампа: высокая, глубокая и плоская печати. Каждый из них несет особенности художественной выразительности. Кроме того яркость, лаконичность, простота восприятия – все эти качества, особенно ценимые детьми, накладывали на иллюстраторов определенные творческие задачи.
С русского лубка, как представителя народного творчества, которое постепенно обрело профессиональную основу и в котором гармонично соединились текст и изображение все и начиналось. «Как мыши кота хоронили» - это традиционный лист на тему, которая появилась в творчестве народных умельцев с XVIII века, где под образом кота в некоторых случаях, особенно в первых изображениях, подразумевался Петр I, а его похороны знаменовали отношение к реформам большинства простого населения России. Это иносказательно выраженная проекция общества. Подобные композиции были традиционны и в других странах. В частности в нашем собрании есть небольшая коллекция вьетнамских народных картин Донгхо, которые создаются в технике цветной ксилографии с использованием красок растительного происхождения. Лист «Мышиная свадьба», один из наиболее часто воспроизводимых в разных цветовых решениях, очень близок русскому. Ярусное построение композиции, мыши с различными атрибутами, которые в восточной традиции несут подношения важному и недовольному коту, как к своему господину.
В собрании музея есть два листа на этот сюжет. Один из них выполнен в технике ксилографии, а другой, в технике литографии, подцвеченной вручную акварелью. Действие широко разворачивалось по горизонтали. В несколько ярусов мерно шествовала целая вереница мышей, а справа ниже или слева выше центра лежал на салазках почивший кот, которого тянули запряженные мыши. Вся процессия занимала весь лист. В композиции 1760 года на традиционных лубочных холмах темно-серые мыши с разными атрибутами для похорон и торжественных поминок. Фигура кота просматривается не сразу. Он лежит на санях лапками кверху с загнутым хвостом в упряжи. Фигурки мышей и кота обобщены и плоскостны. Рядом с каждым героем текст о нем и его действии в данный момент. В целом зрелище скорее комическое, нежели трагическое. И в этом заложен народный юмор. Неслучайно именно этот сюжет мастера использовали и позже в XIX веке. В нашем случае лист датируется 1873 годом, но композиция практически не изменилась. Все те же несколько ярусов, но уже более конкретные ряды и линии. Добавилось больше цветовых пятен, и изменился рисунок, который стал более профессиональным. Фигурки мышей близки к анатомической точности. Присутствует штриховка, которая имитирует объемы, но все это как будто замаскировано грубо положенными, выступающими за пределы форм полупрозрачными пятнами фиолетового, красного, синего, желтого цветов акварели. Фигуры меньшего масштаба по отношению к листу и ко всей композиции, в отличие от лубка 1760 года, но каждую группку интересно рассматривать, приближая фокус, где под пятнами краски можно увидеть каждую лапку и коготок. Пояснительный текст, сопровождающий любую лубочную картинку, также располагался по-разному. Иногда он сопровождал героев истории и размещался рядом с каждым персонажем. Более всего текст писался в нижней части листа и служил своего рода пьедесталом для графической композиции, тем самым разделяя композицию листа на текст и изображение.
Народная картинка, подхваченная профессионалами, переживала в нашей стране разные времена. От бурного расцвета, до почти полного исчезновения. Нельзя не назвать выдающегося мастера Ивана Яковлевича Билибина, который, иллюстрируя пушкинского «Золотого петушка» обратился к лубку и сам называл произведения этого периода своего творчества «облагороженным лубком». К концу XIX, и особенно в первой четверти XX века искусство народной картинки перестает быть популярным и уступает место более актуальному агитационному искусству плаката, примитиву и классическому искусству, поставленному на реалистические рельсы новой политики государства.
А в середине ХХ столетия традиции лубка начинают свое возрождение в творчестве художника-графика Виктора Петровича Пензина, который собирал старый русский лубок, изучал его основные средства художественной выразительности и лаконичности языка. На основе полученных знаний и вооружившись опытом профессионального художника, владея разными техниками эстампа, Пензин делает лубок, придавая ему особое современное звучание. Мастер открывает школу «мастерская народной графики». В техники резцовой гравюры с подкрашиванием акварелью, или анилиновыми красителями он создает листы по народным песням, пословицам и поговоркам. В 1986 году художник иллюстрирует летопись «Слово о полку Игореве». Очень интересно композиционное решение листа с битвой князя Игоря, где ощущаются практически равные силы противников. Текст над головами воинов, как тучи, которые сгустились над великой схваткой. Художник работает символами, но символами не усложненными, а понятными всем. Смерть – скелет на коне с косой, Боян в облаках, как бог Саваоф складывает свою песнь. Нет трагизма, нет эмоций, но разница в характере изображенных. В русском войске можно рассмотреть практически каждого воина, а у противника спины, копья. Но сама смерть воюет на их стороне и ее не победить…Просто, понятно и художественно выразительно.
На выставке была представлена и современная авторская «народная картинка» Людмилы Христофоровны Улыбиной «Про Дедушку Ведмедушку». В коллекции музея есть мастера, которые работают в разделе графического искусства, а именно в иллюстрациях к народным песням, прибауткам в лубочной манере.
Именно простота, яркость и выразительность народных образов вдохновляла самых знаменитых иллюстраторов детской литературы, которые большую часть своей творческой жизни отдали Детскому отделу Госиздата и стали его «визитной карточкой», это земляки Е.И.Чарушин (1901- 1965) и Ю.А.Васнецов (1900-1973). В произведениях обоих авторов чувствуется огромная любовь к народной сказке и ее героям.
В графической коллекции хранится девять листов Юрия Алексеевича Васнецова, датируемые 30-ми, 40-ми, 50-ми годами ХХ века, из них пять автолитографий. В произведениях художника конца 30-х годов главными средствами художественной выразительности можно назвать цвет, штрих и форму. Васнецов отказывается от света в своих композициях, который еще в начале 30-х годов имел большое значение (иллюстрации к сказке Ершова «Конек-горбунок», 1933). В литографии к сказке «Три медведя» плоскостная форма, выразительный силуэт. Максимальное упрощение и уплощение формы, где-то «грубое» игнорирование анатомии. Но в этом и есть тот образ, который лучше и яснее всего воспринимают и запоминают дети. Лаконизм художественного языка, ирония. Что касается композиционного решения, то оно подчинено плоскости книжного листа. Это постраничная иллюстрация, где на одной стороне текст, на другой – изображение. Условное пространство разворачивается по вертикали и подчинено плоскости листа. В нижней части листа персонажи изображены более крупно. На них зритель смотрит прямо. Вверху герои, которые находятся на большом расстоянии от зрителя. Они меньшего формата. Это маленький медвежонок и Маша, стоящая у домика медведей. На Машу и медвежонка зритель смотрит уже снизу. Мастер погружает зрителя в сказку, иллюстрируя начало истории и сразу всех героев. Васнецов практически всегда избегал конкретного действия, включая в иллюстрацию место действия и давая характеристики главным персонажам. В технике цветной литографии, упрощенном, но острохарактерном силуэте, Васнецов воплотил картины из сказок «Три медведя» (1938), «Теремок» (1956) и многих других.
Творчество Евгения Ивановича Чарушина в собрании музея представлено произведениями анималистического жанра, где художник детально изучает повадки зверей и птиц и реально их отображает. Определенно, изюминкой его творчества можно назвать сочиненные и им самим и рассказанные с помощью искусства графики волшебные истории для детей. К этому ряду произведений относится автолитография 1946 года с образом сказочного кота с подписью автора «Берегись лесной народ, - на охоту кот идет!». Основным выразительным средством листа можно назвать штрих, из которого рождается форма и создается определенная атмосфера. Из штрихов создается уголок лесной чащи с ее обитателями и в центре фигура кота, идущего на задних лапах с ружьем. Штрих лепит форму пушистой взлохмаченной шерсти. Более густыми и темными по форме положенными штрихами показана растительность. Художник создает цельное восприятие придуманного мира и сюжета в нем. Чарушин также сотрудничал, как исполнитель формы для Ленинградского фарфорового завода им. М.В.Ломоносова. Его герои преимущественно животные, в которых воплотились человеческие качества и черты. Знание повадок и особенностей их поведения отражалось в обликах сказочных персонажей, созданных художником. Но главной темой литературного и художественного творчества было реальное изображение жизни зверей и птиц на воле или в условиях зоопарка. Очеловечивание животных, включение их в фантастические ситуации у Чарушина сравнительно редки.
Яркий национальный колорит ощущается в произведениях Анатолия Львовича Каплана. В народной песенке «Про козочку» (1961) проиллюстрированной замечательным мастером книжной графики воплотился симбиоз силуэта, орнамента и текста. Каждый лист емко воспроизводит куплет из народной незамысловатой еврейской песенки. Архаичный рисунок, орнамент и текст автор обводит черным контуром. Более тонкой линией в тексте и орнаменте и широкой – для обозначения главных героев. Художник подчеркивает плоскость листа силуэтностью и отсутствием пространства. Для фона выбирает насыщенные и звучные цвета. Мастер удивительно угадывает стилистику произведения, к которому обращается и создает единое неразрывное целое, между текстом изображением и восприятием зрителя. Это характерно для всех произведений Каплана. Лист как будто создан народным умельцем, но, в то же время, график высоко профессионально «плетет свои кружева» ставит нужные акценты в композиции, цвете, форме.
В отдельный раздел можно выделить авторские иллюстрации, которые не связаны с народной традицией и носят иные средства художественной выразительности. Эстампы И.Д.Архипова (р. в 1926) по русским былинам о богатырях Илье Муромце, Вольге, Микуле Селяниновиче и других раскрывают яркие выразительные монументальные образы. В технике линогравюры, благодаря упругому линейному силуэту, создается динамичный и могучий образ, в котором воплотилась вся богатырская сила героев. Ритм линий, перетекающих одна в другую, перекрещивающихся, идущих рядом строят образно-художественное решение идеи непобедимой силы русских былинных героев. Художник смело варьирует шириной линии, то образующей четки й замкнутый контур, то едва заметной.
Сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева» в линогравюре Генриха Тадеушевича Стопы (р. в 1936) наполнена многочисленными острыми углами и диагоналями, словно ледяными осколками, на которые «растрескался» весь лист. И в этих осколках можно разглядеть сюжетные линии этой волшебной истории. Кая и Герду, других персонажей и саму хозяйку ледяного замка, возвышающуюся над всеми Снежную королеву. Автор выбрал черно-белую гамму, лишенную каких-либо оттенков для создания иллюзии ледяного мира в котором происходит действие сказки. Это мир условен и его среда подчинена плоскости листа.
Камерностью и тихим уютом веет от небольших по размеру литографий к «Дюймовочке» Константина Ивановича Рудакова (1891-1949), датированных 1937 годом. Позднее, в 1945-1946 годах, появятся его цветные иллюстрации. Но без цвета ощущается особое тепло, которое художник создает «пушистым» мягким штрихом, деликатно вырисовывая каждого персонажа и сюжетную линию.
Многие поколения художников привлекали яркие и поучительные сказки А.С.Пушкина. На выставке представлено несколько мастеров, которые в разных техниках и в разные годы создавали иллюстрации к этим произведениям. Юрий Владимирович Ворогушин (1913-1965) создал ряд произведений в технике цветной линогравюры к «Сказке о попе и работнике его Балде» (1958-1959). Для воплощения в графике остроумной, изящной и жизнерадостной сказки А.С. Пушкина художник находит яркое художественное решение. Его произведениям свойственны лаконизм композиции и гармония колорита, значительная роль отведена силуэту и крупному цветовому пятну. Ритм диагоналей создает динамичную композицию. Художник изображает конкретное сюжетное действие. Очень продуманно подходит к цветовому наполнению листа и создает пространственную игру в композиции. Если мастер показывает действие персонажа, то вокруг него появляется пустое пространство, которое подчеркивает характер движения, его амплитуду. График играет с воздухом, наполняя им свои произведения в большей или меньшей степени, в зависимости от характера сюжета.
Иные выразительные средства найдены в листе к «Сказке о рыбаке и рыбке» (1939) художником Евгением Адольфовичем Кибриком (1906-1978). Мастер вырабатывает жесткую манеру рисунка, где из крупнозернистого штриха литографии вырисовывается цепко схваченная энергичная фигура старика с неводом. Штрих создает форму, а цвет делает акценты, делая зримыми черты окружающего мира.
На выставке были представлены как отдельные иллюстрации, так и целые серии, в которых острее можно почувствовать творческий метод художника. Все листы различаются и по формату, где практически все имеют станковый характер. Все техники эстампа: высокая, глубокая и плоская печати, где в каждой техники можно выявить основные приемы и средства художественной выразительности. Важным звеном экспозиции были листы оригинальной графики известного советского мастера Евгения Михайловича Рачева (1906-1997) добрые и веселые, занимательные и поучительные, написанные гуашью и акварелью и довольно большие по формату. И снова, как у Васнецова и Чарушина главные герои – звери. Но, если у других авторов они отличаются некоторыми человеческими чертами, то у Рачева они полностью очеловечены. Они ведут себя, думают, ходят и говорят, как люди. Этот прием художник использует для создания ярких и выразительных образов. Для полноты характеристик художник наряжает своих героев в костюмы, где чувствуются глубокие знания национальной одежды народов Севера. Линия, красивый силуэт и цветовое пятно – основные средства художественной выразительности.
Как и любое произведение графического искусства – это тихий диалог со зрителем, где каждый может, всматриваясь в произведение понять его характер, силу выразительности, выявить для себя особенности восприятия различных техник. Такая выставка интересна для разных возрастов: от младших школьников, которым в большей степени занимателен сюжет и его образное воплощение, до тонких ценителей графического искусства, так как представленные имена составляли настоящий «цвет» профессиональной советской графики середины ХХ века. На произведениях этих художников учатся и современные мастера.
Виртуальная экспозиция дополнена произведениями декоративно-прикладного искусства из собрания музея. Это предметы Гжельского фарфорового завода, изделия палехских мастеров, которые наряду с двухмерными изображениями создают наиболее полную яркую и красочную картину мира сказок и былин.
Волшебные сказки и их герои — истории, которые остаются с нами на всю жизнь. Истории, в которых хранится вера в чудо. На выставке представлено много имен, много различных техник эстампа, форм и росписей предметов декоративно-прикладного искусства. С XIX и до XXI века в притягательных произведениях изобразительного искусства в радостные и тяжелые времена рождается волшебная сказка.
Источники и литература
1. Голынец Г. В. И. Я. Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972.
2. Иван Яковлевич Билибин: Статьи, письма, воспоминания о художнике / Сост. С. В. Голынец. Л., 1970.
3. Кузнецов Э. Д. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Советский художник, 1983. — 160 с.
4. Кузнецов Э. Медведь летит, хвостом вертит: Рассказы о художнике Ю. Васнецове.» М.: ДЕТГИЗ, 2007
5. Народная картинка XVII—XIX веков, сб. ст., изд. Дмитрий Буланин, 1996.
6. Нгуен Фи Хоань, перевод с вьетнамского В. Г. Нушелъ, А. Б. Полякова, А. А. Соколова. Искусство Вьетнама. — Прогресс, 1982.
7. Лубок, М., 1968.
8. Ровинский Д. А., Русские народные картинки, СПБ, 1881.
9. http://vovworld.vn/ru-ru/ Народные лубочные картины Донгхо - нематериальное культурное наследие Вьетнама
10. http://www.peoples.ru/art/painter/viktor_penzin/ Биография В.П.Пензина
11. http://narodknigi.ru/journals/43/talant_chitatelya/ Дымшиц В., Талант читателя. К 100-летию со дня рождения художника А.Л.Каплана
Главный хранитель фондов, искусствовед И.О.Воробьева