СОБЫТИЯ, НОВОСТИ, АНОНСЫ
 
		
		
			
		
			Лекция «Французские мастера света и тени. Валантен и Жорж де Латур» 8 ноября
							8 ноября (суббота) 2025 г. в 15:00 в Ростовском областном музее изобразительных искусств (пр. Чехова, 60) состоится лекция «Диалог в камне. Джованни Лоренцо Бернини и Франческо Борромини» из цикла городского лектория «Эпоха больших стилей. Искусство XVII века». 
Живопись конца XVI – начала XVII века развивалась по трем направлениям: с одной стороны — маньеризм с экзальтированными формами, надуманными ракурсами и преувеличенными пластическими объемами, с другой стороны — школа, идущая от искусства Рафаэля и Тициана с правильными пропорциями и строго уравновешенной композицией, но было и третье направление, черпавшее вдохновение от реальности. Главным представителем этого направления в живописи был Микеланджело да Караваджо, художник, отказавшийся от признанных канонов изображения евангельских сцен и предпочитавший жанровые сюжеты, связанные с жизнью обычных людей. Караваджо не имел учеников, но он был настоящим революционером в искусстве. Прожив короткую жизнь, художник оставил после себя произведения, которые стали настоящим ориентиром для мастеров следующих поколений и не только в Италии, но и в других странах. В начале XVII века возникает целое направление в живописи, «Караваджизм», названное в честь его основателя.  
Приверженцами стиля Караваджо были итальянские, фламандские, голландские, французские художники. Представители этого направления в живописи можно разделить на две группы. Мастера первой следовали за Караваджо, избирая те же сюжеты, ту же композиционную схему и те же технические приемы. Другие, основываясь на приемах светотеневой живописи и погребного освещения, искали собственные пути, ставили свои задачи и решали их в своих произведениях. 
К первой группе можно отнести Валантена де Булоня (1591–1632), который был хорошим приятелем первого художника нового стиля сильных героев, ясной упорядоченности в каждой детали Никола Пуссена, но приехав в Италию буквально «заболел» манерой Караваджо. Используя технические приемы и сюжеты своего кумира, художник часто соединял в своем творчестве композиционную схему классицизма с реалистическим подходом к изображению своих героев. Его творческое наследие — это около 60–ти произведений, среди которых ведущее место принадлежит бытовому жанру. Через призму бытового жанра написаны и его картины на библейские сюжеты. В творческом наследии Валантена есть и портреты, и аллегорические картины. 
К другой группе караваджистов можно отнести Жоржа де Латура (1593–1652). Художник всю жизнь прожил во Франции и скорее всего никогда не видел картины Караваджо в подлинниках, но был, вероятно, знаком с голландскими художниками, работавшими в такой манере. Сведений о жизни и творчестве Латура сохранилось очень мало, художник редко подписывал свои полотна, также редко их датировал и называл. Кроме того, известный при жизни мастер практически сразу после смерти был забыт без малого на три столетия. Его уникальные ни на кого другого не похожие произведения открыли имя Жоржа де Латура. История знает гораздо больше обратных примеров, когда известному художнику иногда приписывают картины других живописцев. В данном случае, выдающиеся полотна французского живописца первой половины XVII века приписывали голландским художникам, некоторые числились в творческом наследии испанских реалистов. Только после стилистического изучения подписных картин стало ясно, что эти полотна принадлежат кисти незаурядного мастера Жоржа де Латура.  
Лектор – главный хранитель РОМИИ Воробьева Ирина Олеговна.
Стоимость билета: 500 р.
г. Ростов–на–Дону, пр. Чехова, 60
Тел. 201–39–82, 266–45–14
Фотография: wikipedia
#ромии #афиша #историяискусств #музей #искусство #ростовнадону #культура #art #история #лекции #ромии_лекции #Караваджо