СОБЫТИЯ, НОВОСТИ, АНОНСЫ

Лекция «Эдгар Дега. Первый импрессионист ночи» 30 ноября

Лекция «Эдгар Дега. Первый импрессионист ночи» 30 ноября

30 ноября (суббота) 2024 г. в 15.00 в Ростовском областном музее изобразительных искусств состоится лекция «Эдгар Дега. Первый импрессионист ночи» из цикла «История и художник XVIII — XIX вв».

«Классический художник современной жизни» — так себя  сам называл Эдгар Дега. Живописец считается одним из основных представителей импрессионизма, но в действительности он оставался в стороне от многих знаковых идей этого направления, предпочитая себя называть реалистом. Он черпал вдохновение из городских бульваров, театров, опер, кафе, магазинов и  гостиных. Художник оставил свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур. Диапазон его творчества поражает разнообразием сюжетов.

Шедевром раннего стиля Дега как портретиста стала картина «Семья Беллели» (1858 — 67, Музей Орсе, Париж), где изображены его родственники. Этот групповой портрет является одним из лучших произведений жанра середины XIX века, поражая психологизмом героев, точностью рисунка и виртуозной передачей света.

Одной из главных тем творчества мастера является «балетный» цикл. В  картинах из жизни балерин Дега воплотил чарующий мир танца, показав не только его эстетику, но и закулисные интриги. Шедеврами этой серии считаются «Танцевальный класс или урок танцев» (1873 — 74, Музей Орсе,  Париж), «Голубые танцовщицы» (1897, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва), «Звезда» (1876, Музей Орсе, Париж).

Эдгара Дега всегда интересовали типажи представителей из различных сословий. Так появилась серия картин на бытовую тему, где главными персонажами выступали гладильщицы, прачки, продавщицы шляпных салонов. Известными произведениями считаются «Две гладильщицы» (1884, Музей Орсе, Париж), «Магазин дамских шляпок» (1885, Чикагский институт искусств, США), «В шляпной мастерской» (1882, Музей искусств Метрополитен, Нью–Йорк).

После того, как у Дега ухудшилось зрение, большинство работ он пишет при газовом освещении, отчего получил прозвище «первый импрессионист ночи». Возможно, поэтому тема кафешантанов, певиц, актрис и дам «полусвета» становится такой притягательной для него. Пожалуй, самой знаковой работой этой серии можно назвать «Абсент» (Музей Орсе, 1876), где Дега показывает безнадежность существования любителей этого опасного напитка.

При создании своих композиции художник поражает зрителей  смелостью и неожиданностью ракурсов. Такое новаторство композиционного решения ярко демонстрируется в его картине «Мисс Ла–Ла в цирке Фернандо» (Национальная Галерея, Лондон, 1879). Особого внимания заслуживает произведение «Певица в перчатке» (1878, Художественные музеи Гарварда, США), причем для этой работы позировала вовсе не певица, а известная пианистка Алиса Дегранж.

Эдгар Дега был страстным любителем лошадей, причем его интересовала не столько пластика животных, сколько профессиональные жесты и движения жокеев. Эта серия полна динамичных произведений: «Скачки в провинции» (1872, Музей изящных искусств, Бостон, США), «Жокеи перед трибуной» (1869 — 72, Музей Орсе), «Наездники перед стартом» (18620 — 80, Музей Орсе) и другие.

Дега, как никто мог изобразить человеческое тело в движении, особенно женское. Образы моющихся или вытирающихся после ванны женщин, изображенных художником пастелью,  можно по праву отнести к числу наиболее выразительных образов обнаженной натуры во всем искусстве XIX века. Несмотря на хрупкость материала, картинам этого цикла была суждена вечная слава.

Признанный одним из лучших рисовальщиков своего времени, Дега экспериментировал с огромным спектром художественных средств, включая масло, пастель, гуашь, офорт, литографию, монотипию, восковое моделирование и фотографию. Единственная выставка скульптуры Дега за всю его жизнь состоялась в 1881 году, когда он продемонстрировал «Маленькую четырнадцатилетнюю танцовщицу» (1880, Национальная галерея искусств, США).

Сегодня мы знаем творчество Эдгара Дега, как певца пленительного женского тела, блистательного мастера композиции и тонкого колориста, и конечно, живописца танцовщиц.

Лектор — заведующая сектором музея Дудниченко Галина Викторовна.

Стоимость билета — 350р.

г. Ростов–на–Дону, пр. Чехова, 60
Тел. 201–39–82, 266–45–14





Возврат к списку