СОБЫТИЯ, НОВОСТИ, АНОНСЫ
Лекция «Неаполитанская песнь школы Позиллипо» 19 октября
19 октября (суббота) 2024 г. в 15.00 в Ростовском областном музее изобразительных искусств состоится лекция «Неаполитанская песнь школы Позиллипо» из цикла городского лектория «История и художник. XVIII — XIX вв.».
В начале XIX века в Неаполе появилась группа художников–пейзажистов, которая знаменовала эпоху романтизма в изобразительном искусстве. Живописцы располагались на склонах холма Позиллипо возле западной оконечности Неаполитанского залива и с натуры писали пейзажи на открытом воздухе при естественном освещении. Высокий холм и извилистый берег давали хорошие возможности для обзора набережной и города.
Изначально термин «школа Позиллипо» имел негативное значение, так как им обозначали уличных художников, которые многократно тиражировали и продавали туристам самые живописные виды Неаполя: извилистая береговая линия Неаполитанского залива, двуглавый Везувий вдалеке, старинная полная загадок архитектура, набережные Ривьера–ди–Кьяйя и Мерджеллина, и, конечно, лазурное море и синее небо. Тем не менее, многие приверженцы школы Позиллипо стали профессорами Академии изящных искусств, от своих учеников они требовали изучения живой натуры, наблюдения над атмосферными явлениями и воздействием света на цвет.
Школа Позиллипо не стала официальной академией, или ассоциацией, но деятельность художников этого направления способствовала формированию новой живописной системы, с единым пространством пейзажа без обязательного деления на три плана и кулисной композиции. В пейзажах появились окрестности Неаполя, где обитали рыбаки и торговцы.
Основателем школы Позиллипо стал голландский художник Антон Сминк Питлоо. Он приехал в Неаполь в 1815 году, открыл студию в районе Кьяйя, вскоре стал профессором Академии изящных искусств и смог оказать влияние на коллег–художников и учеников. Картины Питлоо иногда называют предшественниками импрессионизма, примерно за шестьдесят лет до того, как он был изобретен. Антон Питлоо собрал вокруг себя в Неаполе талантливых живописцев, которые разделяли его отношение к пейзажу. Они работали на пленэре, стремились уловить воздействия световоздушной среды на форму и цвет предмета. Среди известных живописцев школы были заведующий кафедрой пейзажа Неаполитанской Академии Габриэле Смарджасси, профессор Неаполитанской академии Раффаэле Карелли. После смерти Питлоо признанным лидером позиллипской школы стал Джачинто Джиганте. Он даже поселился в доме Питлоо в Сан Карло алле Мортелле, где и сейчас находится «Центр Школы Позиллипо». Творчество этого художника демонстрирует окончательный переход итальянской живописи от ведуты к тональному пейзажу на пленэре.
Талантливейшим пейзажистом, чье творчество повлияло на развитие школы Позиллипо, был русский художник Сильвестр Феодосиевич Щедрин. Двенадцать лет своей недолгой творческой жизни он провел в Неаполе, где воплощал на своих полотнах большие просторы залива ярким солнечным днем и лунной неаполитанской ночью, запечатлевал виды бухт и побережий маленьких старинных городов Амальфи, Вико, Сорренто, Поццуоли.
Художники школы Позиллипо, объединив лирический, идеализированный пейзаж с реальным, смогли проявить повышенное звучание цвета, в полной мере уловить магию средиземноморского света, а также показать участие природы во всем, любовь к жизни и широкое дыхание окружающих человека пространств земли и моря.
Лектор: заведующая научно-просветительским отделом РОМИИ Гордеева Лариса Владимировна.
Стоимость билета: 350 р.
г. Ростов–на–Дону, пр. Чехова, 60
Тел. 201–39–82, 266–45–14
** C. Щедрин. Вид Неаполя. Набережная Санта–Лючия. 1829. ГРМ
При работе над лекцией были использованы материалы ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» о художнике С. Ф. Щедрине.