СОБЫТИЯ, НОВОСТИ, АНОНСЫ
Лекция «Душа в заветной лире… Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве» 1 июня
1 июня 2024 г. в 15.00 в Ростовском областном музее изобразительных искусств состоится лекция «Душа в заветной лире… Образ А. С. Пушкина в изобразительном искусстве», к 225–летию со дня рождения поэта.
К образу А. С. Пушкина обращались почти все крупнейшие художники его времени. Сохранилось несколько детских портретов поэта, где уже угадывается его яркая, необычная внешность и такой же уникальный характер как неотъемлемая часть образа величайшего гения русской литературы. Портретов взрослого Пушкина довольно много. Конечно, особенно интересны прижизненные, среди которых нам с детства известны два — кисти В. А. Тропинина и О. А. Кипренского. Также, большой интерес для исследователей представляют работы известнейших живописцев второй половины XIX и всего XX веков, переосмысливающие и воспроизводящие образ «солнца русской поэзии».
Другая группа художественных произведений, посвященных А. С. Пушкину — жанровые картины, раскрывающие яркие страницы его биографии, которые напитаны строками из бессмертных пушкинских стихов. Среди них знаменитое живописное полотно И. Е. Репина «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», работа братьев Н. Г. и Г. Г. Чернецовых «Пушкин в Бахчисарайском дворце» и целая серия произведений И .К. Айвазовского, посвященная пребыванию Пушкина в Крыму.
Живописный язык этих жанровых произведений чрезвычайно разнообразен, каждый художник, работая в своем неповторимом стиле, обращает внимание на какой–то особенный факт из жизни великого поэта и, конечно, создаёт своё красочное воплощение любимых строчек Александра Сергеевича. В основу картины Мартироса Сарьяна лёг эпизод из «Путешествия в Арзрум», когда А. С. Пушкин встретился с повозкой, везущей тело А. С. Грибоедова; мастер литературного пейзажа Б. В. Щербаков ищет звучание пушкинских стихов в тех природных уголках, где поэт жил и творил; П. П. Кончаловский сконцентрировался на самом творческом процессе великого поэта, покусывающего гусиное перо, в том состоянии, когда «И пальцы просятся к перу, перо к бумаге. / Минута — и стихи свободно потекут».
Свой образ Пушкина есть у В. А. Серова и Б. М. Кустодиева, у К. С. Петрова–Водкина и И. С. Глазунова, более 300 рисунков включает «Пушкиниана» Нади Рушевой. В произведениях донских художников отразились события, связанные с пребыванием А. С. Пушкина на Донской земле.
Рассмотрим портреты великого поэта, а также, жанровые картины о поэте и его времени, созданные выдающимися мастерами живописи и графики, а также, попытаемся восстановить жизненный путь поэта в портретах и жанровых композициях.
При работе над лекцией использованы и материалы из ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» rusmuseumvrm.ru
Лектор — заведующий научно–просветительским отделом РОМИИ Гордеева Лариса Владимировна.
Стоимость билета – 350 р.
г. Ростов–на–Дону, пр. Чехова, 60
Тел. 201–39–82, 266–45–14
romii.ru
* Прощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с И. Репиным). И. К. Айвазовский. 1877. Всероссийский музей А. С. Пушкина