СОБЫТИЯ, НОВОСТИ, АНОНСЫ
Коллекция Ростовского областного музея изобразительных искусств в годы Великой Отечественной войны
22 июня 1941 года мирная жизнь страны была прервана. Началась Великая Отечественная война.
Стремясь прорваться к Ростову–на–Дону, а через него на Кавказ, в конце сентября 1941 года немецко–фашистские захватчики перешли в наступление на юге России. 21 ноября Ростов–на–Дону был оккупирован первый раз, но уже 29 ноября Советские войска освободили город. Победа под Ростовом имела важное значение — Красная Армия перешла в наступление, прорыв на Кавказ был сорван. Но и эти несколько дней пребывания фашистов в городе сопровождались чудовищной жестокостью. В 1944 году «Росиздат» в количестве пяти экземпляров выпустил альбом «Фотодокументов о разрушениях, произведенных немецко–фашистскими захватчиками в г. Ростове–на–Дону». «Особенно сильно пострадал Ростов, — говорится в сопроводительной статье, — специальные отряды факельщиков и минеров поджигали и взрывали фабрики, заводы, магазины, жилые дома».
В декабре 1941 года, в связи с изменением ситуации на фронте было принято специальное решение Ростовского Совета депутатов трудящихся об эвакуации наиболее ценных произведений русской и западноевропейской живописи, коллекции фарфора и скульптуры в Пятигорск. В начале 1942 года ценный груз в сопровождении главного хранителя ростовского музея художника–графика А.Д. Мытникова прибыл в Пятигорск и был размещен в подсобных помещениях литературного музея «Домик Лермонтова».
В конце июня 1942 года гитлеровцы сосредоточили значительные силы на южном участке фронта и перешли в наступление. 23 июня, несмотря на сопротивление защитников города, немцы заняли Ростов во второй раз и к концу августа оккупировали всю область. Наряду с целенаправленным разрушением памятников культуры, захват художественных ценностей, был для фашистской Германии делом государственной важности. По приказу Гитлера был создан Штаб Розенберга, целенаправленно занимавшийся изъятием и отправкой к Германию произведений искусства, антиквариата, редких книг и других раритетов. В соответствии с Декретом от 3 марта 1942 года сотрудники штаба получили право обыскивать библиотеки, жилые помещения и культурные учреждения, изымать материалы и культурные ценности. При рейхсминистре восточных территорий Розенберге было создано специальное подразделение, в которое входили 350 профессиональных историков, искусствоведов, архивистов, библиотекарей. Мобильные команды штаба Розенберга действовали на всей оккупированной территории, им поручалось исследование культурных и исторических объектов крупных населенных пунктов. Все, что не привлекало их профессионального внимания, отдавалось на растерзание армии или подлежало уничтожению. На юге России активно действовала мобильная команда «Ростов», руководимая доктором А. Рекком.
Поиск немцами коллекции Ростовского музея изобразительных искусств начался с первых дней взятия города. Ее местопребывание было установлено в начале сентября 1942 года. Сразу после захвата Пятигорска немецкое командование на дверях домика–музея Лермонтова повесило объявление: «Реквизировано и взято под охрану штабом Розенберга. Согласовано с высшим командованием. Вход в здание и снятие печати запрещены». В музее были размещены на постой солдаты.
В печатном органе 56 армии — фронтовой газете «За нашу Родину» за 26 июня 1943 года приводятся материалы о вывозе в Германию произведений искусства из Ростова: «…Ценности Ростовского музея изобразительных искусств,… несмотря на принятые меры, вывезти из Пятигорска не удалось… В течение времени с 7 сентября 1942 года по 7 января 1943 года представители отдела пропаганды германской армии генерала Макензена неоднократно вскрывали ящики. При этих вскрытиях происходили изъятия наиболее ценных экспонатов… 7 января 1943 года по личному распоряжению начальника пропаганды Миллера, в его присутствии и в присутствии представителя генерала Макензена ценности… 12 ящиков были увезены на пятигорский вокзал, погружены в железнодорожные вагоны и в ночь на 9 января 1943 года вывезены из города Пятигорска».
Документ о вывозе немецкими властями ценностей Ростовского музея Изобразительных искусств:
«АКТ»
Мы, нижеподписавшиеся, председатель Культсекции консультационно–технического бюро Пятигорского горсовета Виктор Иванович Буланин, хранитель ценностей Ростовского музея Изобразительных искусств Мытников Александр Абрамович и директор Литературного музея «Домик Лермонтова» Яковкина Елизавета Ивановна, составили настоящий акт в нижеследующем:
Ценности Ростовского музея Изобразительных искусств были эвакуированы в Пятигорск, где хранились с 4/1 — 1942 г. в помещении Литературного музея «Домик Лермонтова» до 7 января 1943 года, когда значительная часть музея была вывезена немецкими оккупационными властями.
Ценности Ростовского музея Изобразительных искусств, эвакуированные из г. Ростова на Дону и заключающиеся в оригинальных произведениях живописи, графики и скульптуры русских и западноевропейских мастеров, а также ценного фарфора русских и заграничных фабрик, упакованные в специальных ящиках, несмотря на принятые меры, вывезти из Пятигорска не удалось и поэтому во время германской оккупации они находились на складах Лермонтовского музея.
Первое время ценности Ростовского музея скрывались от германских оккупационных властей работниками Лермонтовского музея. 7 сентября представители Берлинской комиссии Розенберга явились к директору Лермонтовского музея и, заявив, что им сообщили в Ростове о наличии ценностей Ростовского музея на складах Лермонтовского музея, — предложили открыть склады и ознакомить их с содержанием ценностей Ростовского музея. После этого склады были опечатаны германскими властями.
В течение времени с 7 сентября 1942 года по 7 января 1943 года представители отдела пропаганды германской армии генерала Макензена неоднократно вскрывали ящики. При этих вскрытиях происходили изъятия наиболее ценных экспонатов, при чем это изъятие производилось иногда в присутствии самого генерала Макензена. 7 января 1943 года, по личному распоряжению начальника отдела пропаганды Миллера, в его присутствии и в присутствии представителя генерала Макензена, ценности 14 ящиков за №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 20, 22, переупакованные в 12 ящиков, были увезены на пятигорский вокзал, погружены в железнодорожные вагоны и в ночь на 9 января 1943 года вывезены из г. Пятигорска.
Акт подписали: Председатель культсекции консультационного технического бюро пятигорского Горсовета Буланин, хранитель ценностей Ростовского музея Изобразительных искусств Мытников, директор Литературного музея «Домик Лермонтова» Яковкина. 24 февраля. г. Пятигорск».
По данным специальной службы Оперативного штаба рехсляйтера Розенберга, предназначенной для конфискации культурных ценностей, ящики с предметами искусства, обнаруженные в сарае музея Лермонтова в Пятигорске, было, по всей видимости, решено вернуть в Ростов. Однако контроль за перемещением ценностей был потерян.
В письме руководителя рабочей группы «Украина» доктора Рудольфа руководству штаба в Берлине от 27 апреля 1943 года приводится сообщение доктора А. Рекка по поводу неизвестного происхождения музейного имущества, находящегося в Киеве: «Материал, о котором идет речь, по словам директора музея профессора Виллера и представителя городского управления г. Ростова профессора Иванова, принадлежат Музею изобразительного искусства. В свое время был составлен почти полный список вывезенных картин и фарфоровых изделий, но в настоящее время он находится вместе с другими бумагами в служебной инстанции «Ростов» в моем багаже в Берлине».
После окончания войны вопрос о вывезенных фашистами произведениях искусства продолжал оставаться открытым.
В ноябре 1947 года в пакгаузах восточного порта «Дерутра» (Берлин) находилось около трех тысяч ящиков с предметами советских музеев, обнаруженных на территории оккупированной Германии. В декабре 1947 года часть груза (4 вагона) прибыла в город Пушкин в распоряжение Центрального хранилища. В ходе идентификации и систематизации прибывших музейных ценностей были установлены и произведения, принадлежащие Ростовскому музею изобразительных искусств. Письмом Центрального хранилища в комитет по делам культпросветучреждений (№ 55 от 10 февраля 1948 года) сообщалось что «среди музейного имущества, возвращенного из Германии, имеются предметы, принадлежащие Ростовскому краевому музею — картины, 40 шт.». В «Описи паспортов на вскрытые ящики, привезенные из Берлина из отдела реституции», датированной 9 декабря 1947 года, приводится 40 работ, принадлежащих Ростовскому музею, из которых 38 в настоящее время находятся в фондах музея.
Один из центров оперативного штаба Розенберга по обработке, подготовке к транспортировке и отправке в рейх культурных ценностей находился в Риге. В списке Федерального архива (г. Кобленц) приводится ряд работ, где в графе «История и собственность» значится: «00.00.1944 г. конфискован в Ростове в Донском музее войсковой группой Норд и принят оперативным штабом рейхсляйтера Розенберга. // Перемещен через Ригу в Кольмберг. // В Кольмберг поступил 25.07.1944 г.». Некоторые из работ, приведенных в «Списке Кобленца» отмечены маркировкой RI–В (№) //ROSTOW, в редких случаях указан автор и название работы. Из 54 работ, приведенных в списке, основываясь на описаниях можно с достоверностью определить 34 работы, которые в настоящее время находятся в коллекции музея.
Схожую со «Списком Кобленца» маркировку имеет «Список Шольца» («Список предметов, принятых от ХАГ Рига и переданных 6 июля 1944 г. в Кольмберг из Хиршберга/Ребг. Обозначение: РИ–Б/ живопись, картины). В списке нет названий, но сопоставление описаний и размеров дает основание определить 19 работ, находящихся в музее.
20 апреля 1945 года директор Ростовского областного музея изобразительных искусств Н. Анисимов на основании приказа Комитета по делам искусств при СНК СССР от 13 октября 1944 года за № 553 принимает на учет 29 «произведений великих художников» вернувшихся из эвакуации из Пятигорска.
В ответ на циркулярное письмо № ИЗО–М от 17 августа 1945 года Н. Анисимов сообщает в комитет по делам искусств при СНК СССР уже о 169 живописных работах. Кроме того он сообщает: «музей недавно вернулся из эвакуации, никаких научно–описательных данных об экспонатах не сохранилось и к изучению их научные работники до сих пор приступить не имели возможности, ввиду того, что постоянное помещение для Музея отсутствовало, а его ценности были складированы». Письмо датировано 19 октября 1945 года.
Восстановить достоверную цифру и список потерянных музейных экспонатов на основании имеющихся свидетельств не представляется возможным, прежде всего потому, что не сохранилось ни одной книги поступления, ни одного акта поступления, датированных довоенным временем, архив музея был утерян безвозвратно.
Ценным документом, в данной ситуации, является «Список экспонатов Ростовского музея изобразительных искусств, вывезенных Германским командованием», составленный 7 января 1943 года директором Литературного музея «Домик Лермонтова» Яковкиной и подписанный, кроме нее, Председателем культсекции консультационно–технического бюро Пятигорского горсовета Буланиным и научным сотрудником музея «Домик Лермонтова» Капиевой. Всего в списке значится 222 предмета, среди которых, приведены отдельно произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно–прикладного искусства. Список включает имя автора, название работы, старый инвентарный номер. В настоящее время это наиболее полный список произведений, попавших в домик М.Ю. Лермонтова.
В 1980–е годы сотрудниками Ростовского музея в результате работы в Пятигорском архиве было составлено еще два списка. Один список бывшего директора РОМИИ, журналиста Ю.А. Немирова насчитывает 91 предмет и включает имя автора и название работы. Другой список искусствоведа, бывшего директора РОМИИ Г.С. Алимурзаевой, дополнен сведениями о материале, технике, размерах работ и включает 106 предметов из всей привезенной коллекции. Часть коллекции, предназначенная для отправки в Германию, была спасена сотрудниками дома–музея города Пятигорска. Рискуя жизнью, они изменили немецкую нумерацию ценных по составу ящиков, позже полотна В.И. Сурикова, К.А. Коровина, И.И. Левитана и других мастеров русской живописи удалось вернуть в Ростовский областной музей изобразительных искусств.
По материалам Чрезвычайной Государственной Комиссии в журнале «Советский музей» № 2 за 1992 год напечатаны общие сведения о художественных ценностях, вывезенных и разграбленных фашистскими захватчиками. Данные поражают своим масштабом. Среди «Списка отдельных уникальных художественных произведений, похищенных из Российских музеев» отмечен также Ростовский областной музей изобразительных искусств: «Картины Тициана, Мурильо, Х. Риберы, П. Рубенса, К. Коровина, Б. Кустодиева, И. Репина, Н. Ге, А. Венецианова и др.».
Имеющиеся на сегодняшний день архивные данные не позволяют восстановить полную картину истинной довоенной коллекции Ростовского музея. Уничтожен целый пласт культуры, отражающий художественную жизни города довоенного периода. В годы Великой Отечественной войны был полностью утрачен архив и учетная документация музея. Отсутствие инвентарных книг, фотографий музейной коллекции довоенного периода чрезвычайно затрудняло составление каталога. Музей выражает признательность специалистам Федерального агентства по культуре и кинематографии, лично Н. И. Никандрову и С. С. Розанову, за предоставленные материалы Государственных архивов Российской Федерации, архива Штаба Розенберга, хранящегося в Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины (Киев) и других центральных архивохранилищ.
Искусствовед РОМИИ Г. И. Долгушева