СОБЫТИЯ, НОВОСТИ, АНОНСЫ
Лекция «Антверпенская школа» 22 апреля
22 апреля (суббота) 2023 года в 15.00 в Ростовском областном музее изобразительных искусств (пр. Чехова, 60) состоится лекция на тему «Антверпенская школа» из цикла «Под покровительством Святого Луки», посвященного выдающимся художественным школам Западной Европы.
Следует отметить, что Антверпенская школа, это условное название художественной школы, которая существовала на протяжении нескольких веков в городе Антверпен во Фландрии, и которая была наиболее ярко представлена мастерами XVI-XVII века, о творчестве которых и пойдет речь в лекции. При том, что город не являлся крупным художественным центром до шестнадцатого века, именно в нем была основана в 1382 году собственная гильдия Святого Луки. Она покровительствовала живописцам, скульпторам, мастерам золотых и серебряных дел, мастерам витражей и пр., жившим и творившим в этом городе вплоть до XIX века.
В полной мере представители Антверпенской школы достигли заметных и выдающихся успехов в XVI веке, при этом они были разделены на две значительные творческие ветви. Первая - это целая плеяда художников, которые продолжали национальные художественные традиции нидерландского искусства XV века. Среди них наиболее значимо творчество Питера Брейгеля Старшего. Другая ветвь, это представители нидерландского маньеризма, такие как Ян Госсарт, по прозванию Мабюз и Франс Флорис, которые тесно связанны с итальянским маньеризмом.
В XVII веке складываются основные особенности национальной Антверпенской и фламандской школы в целом, где одной из форм выражения национального подъема явилось создание полнокровного жизнеутверждающего реалистического искусства, приближенного к демократической ветви итальянского барокко — итальянскому караваджизму, находки которого не обойдут многих великих художников Антверпена. Среди них выдающийся живописец Питер Пауль Рубенс, ставший первым в блистательном ряду художников и ярчайшим представителем живого, волнующе-яркого стиля барокко. Именно его искусство с наибольшей полнотой выразило национальный идеал. Оно передает дух времени, настроение эпохи, блистательной, восторженно-волнующей и сложной, полной борьбы и глубоких противоречий. Отсюда ярко проявляющееся чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. В свою мастерскую он принимает в ученики самых талантливых и часто вполне состоявшихся художников. Много лет в мастерской Рубенса проработали Якоб Йорданс и Антонис ван Дейк.
С другой стороны, в XVII веке в Антверпене трудились такие выдающиеся мастера, как Йос ван Красбек, Теодор Ромбоутс, Адриан Брауэр, Давид Рейкарт, Давид Тенирс Младший, чье искусство связано со старонидерландскими традициями и с искусством соседней Голландии.
И, конечно, отражением чувства любви к природе и жизни, свойственного фламандским художникам в целом, служат созданные ими знаменитые натюрморты, главной отличительной чертой которых является декоративная выразительность. Недаром натюрморты таких великих живописцев, как Адриана ван Утрехта, Франса Снейдерса и других художников Антверпена работавших в этом жанре, среди которых и женщина-художник Клара Петерс, служили украшением парадных залов во дворцах и замках или трапезных монастырей. Безусловно, художественное наследие Антверпенской школы не исчерпывается творчеством упомянутых художников, но тем не менее дает нам в целом представление об основных тенденциях и характере искусства, царившем в этом прекрасном фламандском городе.
Лектор – искусствовед Езовцова Симона Геннадьевна.
Стоимость билета – 200 р.
Тел. 201-39-82, 264-32-49
г. Ростов-на-Дону, пр.Чехова, 60
romii.ru
* Бобовый король. Якоб Йорданс. Ок. 1638 Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
https://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT/48341?exhibition=1426704117&index=1