Лекции

Лекция «Карл Брюллов» 11 февраля

Лекция «Карл Брюллов» 11 февраля

11 февраля в 15.00 в Ростовском областном музее изобразительных искусств состоится  лекция «Карл Брюллов» из цикла «Гордость и слава Академии».

Великий Карл –  так еще при жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова. Выдающийся мастер родился, вырос и овладел основами живописного мастерства в Санкт-Петербурге. Проучившись в Академии художеств положенные двенадцать лет, Брюллов блестяще окончил ее и от Общества поощрения художников был отправлен в страну классического искусства – Италию.  Здесь он пишет чудесные жанровые работы, пронизанные солнечным светом, такие как «Прерванное свидание» (1827, Государственная Третьяковская галерея, Москва); «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1827,  Государственный   Русский музей,  Санкт-Петербург).

Карл Брюллов покорен наследием античности и творчеством художников Возрождения.  Под ярким впечатлением он создает  копию «Афинской школы» Рафаэля,  которая поражает  невероятным  мастерством.

Император Николай I оказывал художнику высочайшие почести и похвалы. Так, за работу «Итальянское утро» (1823, Кунстхалле, Киль,  Германия) Карл Брюллов  получает бриллиантовый перстень императора.

Живописец пишет первые заказные портреты. Так была написана картина «Всадница» (1832, Государственная Третьяковская галерея) по заказу русской графини Юлии Павловны Самойловой. Портрет называли лучшим среди конных изображений. Брюллова сравнивали с такими видными портретистами, как Рубенс и Ван Дейк.

Во время своей поездки в Неаполь художник побывал на раскопках г. Помпеи, там ему и пришла мысль написать свое знаменитое произведение. За  историческое полотно «Последний день Помпеи» (1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) живописец получил   почетное звание «первой кисти государства» и был увенчан лавровым венком. Благодаря  Брюллову, впервые в русском искусстве события и люди получили  «философское истолкование»,  озаряясь светом  «государственной мысли». (А. Пушкин).

Действительно, Карл Павлович  был первым  художником,   прославившим   русскую школу живописи в Европе. Об авторитете мастера свидетельствует  его избрание членом Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, почетным вольным общником Парижской академии искусств, профессором Петербургской и Флорентийской академий художеств.

В равной степени Карла Брюллова можно было назвать историческим живописцем, жанристом, монументалистом и великолепным портретистом.

На раннем этапе своего творчества художник создает портреты, где изображает праздничный мир вокруг человека и через него открывает   особенности модели. Герои Брюллова прекрасны и очаровывают красотой внутреннего мира, как на портрете «Сестер А. А. и О. А. Шишмаревых» (1839,  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).  
В поздний период творчества мастер пишет  серию  психологических образов (портрет «И. А. Крылова»,1839, Государственная Третьяковская галерея, портрет «Н. В. Кукольника», 1836, Государственная Третьяковская галерея; «Автопортрет», 1848, Третьяковская галерея, Москва).

Вершиной портретного жанра знаменитого мастера считается картина «Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией Паччини)» (1842, Государственный Русский музей,  Санкт-Петербург). Она позволяет нам не только оценить превосходно переданные образы и идею полотна, но и напоминает о чувствах, которые связывали Брюллова и его музу – красавицу Юлию Самойлову.

Брюллов смог внести новую жизнь в религиозную живопись, о чем свидетельствуют росписи Исаакиевского собора и лютеранской церкви Святого Петра и Павла.

Карл Павлович, будучи  профессором АХ, воспитал целое поколение русских художников. Среди его учеников были Павел Чистяков, Павел Федотов, Тарас Шевченко.
Искусство живописца полное сияющего блеска,  великолепия пластических форм и красоты поэтического вдохновения, искусствоведы считают подлинным воплощением  классицизма и романтизма.  Однако всю свою жизнь он будет искать новое слово и в творчестве, и в обыденности,  выходя за рамки установленных правил и норм.

При работе над лекцией использованы материалы из фильма «К.П. Брюллов. Последний день Помпеи» ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал»:  https://rusmuseumvrm.ru/data/mediateka/bryullov_posledniy_den_pompei_multimediyniy_film/index.php

О жизни Карла Брюллова,  наполненной взлетами, падениями и колоссальным трудом, расскажет   лектор-заведующая сектором музея Дудниченко Г.В.

Стоимость билета: 200 р.
г. Ростов-на-Дону, пр.Чехова, 60
Тел. 201-39-82, 266-45-14

https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/18_19/zh_5079/index.php
*Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград) Брюллов К. П. 1927





Возврат к списку