https://rnd.kassir.ru/start-frame.js
Альбомы
  • 3

    Российское искусство ХХ века коллекции «Живопись» представлено произведениями известных мастеров: Ю.И.Пименова [1903-1977] «Ночная улица», Г.Г.Нисского [1903-1987] «Над Баренцевым морем», А.А. Осмеркина [1892-1953] «Столяр», А.П.Ткачева [Род. в 1925] «Пастушок», С.П.Ткачева [Род. в 1922] «Боец с трубкой и повязкой на голове», А.И.Лактионова [1910-1972] «Женский портрет», И.И.Машкова [1881-1944] «Пионервожатая» и многих других. Каждый из них отразил в своем творчестве определенный этап в жизни страны и общества, раскрыл достоинства и нравственные поиски современников, передал своеобразие национального пейзажа.

    Большое место в фондах музея занимают работы донских художников. Уникальность отдела представляют работы 20-х годов, раскрывающие представление о становлении и развитии искусства на Дону в этот период, о разнообразии творческих поисков, таких мастеров, как А .К . Ованесов, М.С.Сарьян, В.А. Гринберг, С.К. Гампарцумов, А.Д. Силин, А. Г.Черчопов, Д. С. Федоров.

    В 30-е – 40-е годы Ростов становится культурным центром на Дону и в Приазовье. Сосредоточием изобразительного искусства становится «Азово-Черноморское Товарищество художников» [1934] , а затем Ростовский Союз художников, созданный в 1938 году. Общему подъему искусства способствовала творческая активность таких талантливых мастеров, как А.М.Черных, А.А.Мытников, С.Г.Корольков,Ф.С.Гончаров, Т.П.Семенов, А.Р.Ханамиров , а так же художников более молодого поколения: Г.М.Талалаевой, С.С.Скопцова, М.И.Бабича, Л.С.Смертина, Г.А.Лелькова, Г.П.Солонина, А. М. Чернышева, В.Ф.Токарева, С.А. Сухорукова. Коллекция, формировавшаяся в эти годы, почти не сохранилась до наших дней ,она была разграблена во время войны фашистами . Благороднейшим актом ростовских художников был дар своих произведений с первой послевоенной выставки в 1946 году: «Портрет художника В.Муравьева» Т.П.Семенова, «Автопортрет» Ф.С.Гончарова, «Розы» Г.М.Талалаевой, «Залив Фриш -Гафт» М.И.Бабича, «Трагический пейзаж» А.С.Шендерова.

    Последующие 60-е – 80-е годы стали периодом заполнения важных пробелов в искусстве. Здесь и отбор работ, характерных для творчества известных мастеров и молодых художников, и необходимость показа произведений наиболее высокохудожественных и ярких в истории донского изобразительного искусства, музей также практикует создание в своих фондах ряда монографических собраний наиболее известных авторов: С.С. Скопцова, Т. Ф. Теряева, А. С. Кулагина, В. Ф. Коробова, Е. Я. Покидченко, Е. Г. и И.А. Чарских, Б. Т. Спорыхина, А. В. Тимофеева, В.М.Кленова, О. М. Лусегенова, А. С. Легостаева, В. П. Азарина, В. А. Маркина, В. И. Акименко и др.

    3
  • 4
    Наиболее ранними памятниками в коллекции являются иконы с изображением Николы и особо почитаемого в народе образа Сергия Радонежского, датируемые XVI веком. В иконах XVI века вводятся новые герои, исторические и церковные деятели - «Св. князь Борис», 1-я половина XVII века, Это скорее своеобразный портрет, «памятник прежде жившим», выполненный с соблюдением условного канона. Эта икона - одна из лучших в собрании музея. В замечательных иконах «Св. Георгий с житием» и «Св. Никола с житием» [обе XVII века] присутствует неистощимая народная фантазия в изображении в клеймах сцен из жизни святых.
    Основную часть коллекции составляют иконы XVII - XIX веков, которые дают представление о многообразии стилистических приемов в древнерусском искусстве. В одних - следование традициям письма XIV - XVI веков [«Богоматерь Владимирская», начала XIX века, Деисус, 1-я половина XIX века, «Сретение», XIX века]. В других художники обращаются к искусству светской реалистической живописи с ее объемами, пространственной средой и особенностями новой для них масляной техники [«Жены-мироносицы у гроба Господня», XVII век, «Вознесение», XIX век, «Въезд Христа в Иерусалим», XIX век]. В иных иконах явственно ощутимо проникновение традиций народного искусства с его фантазией, яркостью, наивностью исполнения [«Чудо Георгия о змие», «Св. Илья-пророк», обе - 1-я половина XIX века]. Представлены в собрании оригинальные произведения палехских иконописцев. Одна из икон - «Спас Вседержитель» -подписная, ее автор - известный иконописец конца XIX -начала XX века И.М. Баканов.
    Ценной представляется еще одна подписная икона - «Царь царем» Г. Чулимова, 1829 года. Гордостью коллекции является одно из приобретений - деревянный походный складень XIX века, отличающийся тонкой живописью одухотворенных ликов святых. В собрании достаточно много икон, изображающих разные образы -типы Богоматери с младенцем. Выразительна своей гармонией, изысканностью цветового строя икона «Богоматерь Владимирская с праздниками», имеющая точную дату создания - 1822-1826 годы.
    В 1990 году собрание дополнилось еще одной именной иконой, которая была передана в дар музею искусствоведом А.П. Токаревым, икона «Спас Смоленский» XIX века, на оборотной стороне которой процарапана надпись с именем автора - Федора Крестовникова. Привлекает необычностью сюжета, строгой конкретностью образов икона «Нечаянная радость пресвятой Богородицы» XIX века, переданная в музей Государственной налоговой инспекцией.
    Коллекция древнерусской иконы, хотя и с недостаточной полнотой, тем не менее, отражает основные тенденции развития иконописи позднего периода.
    4
  • 4
    Русское искусство, представленное в музее  дает четкое представление об отечественной культуре XVI – XX вв. В нем прослеживаются все основные этапы развития светской реалистической живописи, начиная с парсуны конца XVII в. «Портрет гетмана М.С.Самойловича» и «Портрета атамана Ермака» начала XVIII в.
    XVIII век вошел в историю временем  блистательного расцвета аристократического портрета. Полотна известных мастеров и безвестных художников составили галерею образов «государственных мужей», сановников. Живопись середины – второй половины XVIII в. представлена портретами значительных художников этого времени: А.П.Антропова, К.-Л-Христинека.
        Искусство I половины XIX в. наполняется новым содержанием под влиянием свободолюбивых идей декабристов и Отечественной войны 1812 года. В собрании музея это время отражено в основном портретами и пейзажными полотнами известных живописцев. Художники стремились утвердить в портрете человеческое достоинство людей разных сословий, подчеркнуть социальную принадлежность модели. Знаменитый Карл Брюллов представлен алтарным образом «Апостола Петра».
    Среди пейзажных работ выделяются полотна: «Вид Константинополя, Пери и Скутари» М.Н.Воробьева, «Пейзаж с ущельем» Н.Г.Чернецова, марины А.П.Боголюбова. Романтические картины посвятили «стихии вечной и свободной» И.К.Айвазовский [«Лунная ночь», «Море»]  и его ученик Л.Ф.Лагорио [«Шторм»]. В экспозиции находится редкое и оригинальное полотно знаменитого маэстро «Гибель Помпеи».
    Гордостью музея являются живописные произведения русского искусства II половины XIX и рубежа XIX - XX веков. Творчество мастеров реалистической школы, художников-передвижников разнообразно по жанрам. Острые вопросы современности нашли отзвук в картинах «Крестьянин» В.Е.Маковского, «Сироты» М.П.Клодта, «Бесприютные» Н.Л.Скадовского, Пейзажи А.И.Куинджи, И.И.Шишкина., И.И.Левитана, А.М.Васнецова, В.Д.Орловского, И.И.Крылова дополняют картину развития пейзажного жанра II половины XIX в.
    Значительную и интересную часть коллекции музея составляют полотна мастеров конца XIX -  начала XX вв., чье искусство отличалось поисками новых тем, образов и выразительных средств: С.Ю.Жуковский и Н.Григорьев, И.И.Бродский и Е.С.Кругликова, И.И.Машков и Р.Р.Фальк, Л.В.Туржанский и А.А.Рылов, Д.Д.Бурлюк и Г.К.Артемов. Украшением коллекции являются яркие произведения А.Е.Архипова «Возчики», «После дождя» и блестящего живописца К.А.Коровина «Ночь на Юге», «Вечер на веранде», «Высокий берег». Одна из лучших работ художника - его натюрморт «Розы», написанный броско, темпераментно, наполненный благоуханием цветов, восторгом перед их красотой. Редкие картины раннего периода творчества М.С.Сарьяна «У моря. Буйволы» и натюрморты 1910-х гг. также придают ценность коллекции музея.
    Среди художников,  связанных своими корнями и творчеством с донской землей, хочется, прежде всего, отметить работы донского пейзажиста И.И.Крылова [1861-1936], произведения Д.С.Федорова [1890-1964], Г.К.Артемова [1892-1965], И.С.Богатырева [1864-1942].
    4
Россия
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика