• 12
    Коллекция русской скульптуры немногочисленна, наиболее интересные работы - это мраморный бюст Голицына Б.Кавачеппи (1716-1799), «Портрет А.А. Краевского» М.М.Антокольского (1842-1902), жанровые композиции Е.А.Лансере (1848-1885), мраморные скульптуры М.Л.Диллон (1858-1932) «Утро», «Вечер» и «Полдень». Древнейшие экспонаты восточной части коллекции - скульптуры двойников Хэ-хэ. Они относятся к периоду китайской династии Сун (960 - 1279 гг.), за­вершающей этап классического расцвета всех областей средневековой культуры Ки­тая, в том числе монументальной пластики. Хэ-хэ являются персонификациями сходно звучащих иероглифов единения и согласия в человеческом обществе и природе и были изготовлены, вероятно, для одного из много­численных дворцовых комплексов того времени. Музей экспонирует 3 произведения одного из самых привлекательных мастеров среди французских скульпторов XVIII столетия – Клодиона (1738-1814). Известно, что его работы раскупались раньше, чем он успевал их завершить. Скульптор много работал для императрицы Екатерины II, которая звала его в Россию. Персонажи композиций мастера – грациозные вакханки, дерзкие сатиры, юные богини – мир природы, радости и любви, воспринятый через античные мифы. В бронзовой статуе Ф.-Ж. Бозио «Генрих IV в детстве» отразилась романтическая традиция с её интересом к национальной истории. Мраморный экземпляр этой скульптуры установлен в замке По на юге Франции, где будущий король провел детские годы. Большинство произведений западноевропейской скульптуры в музее созданы в Италии по античным образцам итальянскими и мастерами других национальностей, поскольку Рим был местом паломничества ваятелей со всего мира. Среди них А.Канова (1757-1822), крупнейший скульптор, глава европейского классицизма, прославленный не только в Западной Европе, но и в России, и даже в Америке. Д.Дюпре (1817-1882), флорентийский скульптор, «Уставшая вакханка» нашего музея исполнена в 1860 г., отличается тонкой проработкой мрамора. Э.Вольф (1802-1879), прусский скульптор, с особой любовью изображал женскую красоту, имел большой авторитет среди скульпторов Рима. Среди его заказчиков многие известные коллекционеры Европы, в том числе и представители русской императорской семьи. Статуя «Нереиды» поступила в Ростовский музей из Эрмитажа.
    12
  • 18
    Дополняют представление о древнерусском искусстве декоративно-прикладные произведения – оклады, кресты, складни.
    Коллекция русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства, утраченная во время войны,  заново была создана в послевоенный период усилиями научных сотрудников. Значительная часть собрания русского искусства это изделия из фарфора и стекла. Наиболее ранние изделия относятся к XYIII веку. Наряду с ординарными предметами музей хранит ряд уникальных экспонатов, отмеченных высокими художественными и техническими достоинствами: лоток императорского завода, бокал с лепными цветами и ваза с морским пейзажем и другие. Как ни в каком другом искусстве в декоративно-прикладном соединились польза и красота, неся в себе доступность и простоту, соединенные совершенной формой и изысканным декором.
    Собрание музея украшают предметы западноевропейского декоративно-прикладного искусства – образцы Дельфтского фаянса, изделий Мейсенской и Севрской фарфоровых мануфактур, заводов Берлина и Вены, итальянской фабрики Джинори и английского Веджвуда. Великолепная ваза – часы  второй половины XIXв., повторенная с формы 1760г. Новым Мейсоном. Её украшают динамичные фигуры, изображающие греческих богов Гефеста и Прометея, изящные амуры, лепные цветочные гирлянды. Все исполнено с прекрасным чувством материала, особенности которого подчеркнуты росписью ярких сочных тонов.
    Особую славу восточной части коллекции составляет фар­фор, секрет изготовления которого открыт здесь на 1100 лет раньше, чем в Европе, в VII веке. В составе коллекции выделяются несколько уникальных произве­дений вы­сококачественного фарфора периода "правления трех императоров" начала династии Цин (1662 - 1795 гг.) – это цилиндрическая  ваза с росписью в гамме "зеленого семейства", блю­до с декором в технике "фэньцин" – брыз­ганого кобальта и ваза с шаровидным туловом, украшенная цветочным орна­ментом «розового семейства». Музей располагает интере­сны­ми образцами китайского бронзового литья XVIII века – куриль­ницами, предназначенными для возжигания благовоний. Дополняет характеристику культуры XVIII - XIX веков не­большая коллекция табакерок - флакончиков из горного хрусталя, фарфора, агата, цветного стекла и нефрита разных отте­нков. Резьба по слоновой кости представлена произведениями кон­ца XIX - начала XX веков. Традиционная для Китая техника резного лака, предполагающая нанесение от 38 до 200 слоев лака на предварительно загрунтованную поверхность, представлена в собрании вазой, датируемой концом XIX- на­чалом XX веков. В собрании декоративно-прикладного ис­кусства Японии наи­больший интерес представляют миниатюрные скуль­пту­ры нэцкэ. В традиционном японском костюме, не имеющем карманов, они служили приспособления­ми-противовесами для удержания носившихся на поясах коробочек - "инро" с печатями, лекарствами, амулетами, ключами и другими мелкими предметами. В музее хранится прекрасный образец «танто» - меча, кото­рые носили самураи,  вышедшие в отставку, а также жены самураев, в нож­нах из слоновой кос­ти, относящийся к периоду Токугава (1615 - 1868 гг.) и датируемый концом XVIII – началом XIX вв. Дополняют экспозицию япо­н­­с­кой резной кости настольные скульптуры "окимоно"  конца XIX - начала XX вв. Наряду с Китаем и Японией музей формирует коллекции про­изведений искусства и других стран Востока, включаемые в экс­позиции разнообразных выставок. Произведения восточного искус­ства - свидетельства эстети­ческого вкуса, высокого мастерства и вер­ности вековым традици­ям их создателей.
    18
  • 15
    Коллекция графики русского периода наиболее выразительно представлена произведениями рубежа XIX и XX веков. Работы графиков серебряного века отмечены блеском и тонким мастерством. Привлекают внимание акварели А.Н.Бенуа (1870-1960), прозрачные рисунки Ф.А.Малявина (1869-1940) из серии «Русские крестьянки», выразительные пастели «Тип» А.Я.Головина (1883-1930) и «Портрет сына» С.В.Малютина (1859-1937), интересен карандашный портрет балерины Б.Гузикевич работы Н.А.Врубеля (1856-1910), особой глубиной отмечены тонкие акварели М.А.Волошина (1877-1932) и своеобразные гуаши А.С. Степанова (1858-1923). Среди печатной графики выделяются эстампы Е.П.Чемесова (1737-1765), М.И.Козловского (1753-1802), И.И.Шишкина (1832-1898), В.В.Матэ (1856-1917). Находящаяся в собрании музея графика от начала советского периода [после 1917] до наших дней включительно дает представление об эволюции этого вида изобразительного искусства в его различных жанрах и техниках. Коллекция графики богата именами многих выдающихся мастеров уникальной, станковой, печатной графики, а также книжной иллюстрации.

    Собрание западноевропейской уникальной графики небольшое, оно состоит из французских пастелей XVIII в., итальянских и немецких акварелей XVIII-XIX веков, карандашных рисунков немецких художников XIX в. Наиболее полно в собрании музея представлена французская гравюра XVIII в., особенно ее блестящий период рококо. Наиболее известны гравер круга А.Ватто Н.де Лармессен, Ж.-Ф. Леба, Н.Делоне, Ж.-Ф. Боварле по картинам Ф.Буше, О.Фрагонара, К.Верне, которые по виртуозности своего резца, по привлекательности сюжетов имели огромный успех у своих современников и привлекают зрителей сегодня. В музее имеется небольшая, но весьма интересная колле­кция китайских “няньхуа” – новогодних картин конца XIX – начала XX веков, выполненных в технике ксилографии, а также работы современного художника Цзян Шилуня (род. 1927 г.), выполненные в манере "гохуа" - традици­онной живописи на шелке и бумаге водяными красками и тушью в жанрах "шань-шуй" (горы-воды) и "хуа-няо" (цве­ты-птицы).

    15
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика