Коллекции музея
Декоративно-прикладное искусство
Дополняют представление о древнерусском искусстве декоративно-прикладные произведения – оклады, кресты, складни.
Коллекция русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства, утраченная во время войны, заново была создана в послевоенный период усилиями научных сотрудников. Значительная часть собрания русского искусства это изделия из фарфора и стекла. Наиболее ранние изделия относятся к XYIII веку. Наряду с ординарными предметами музей хранит ряд уникальных экспонатов, отмеченных высокими художественными и техническими достоинствами: лоток императорского завода, бокал с лепными цветами и ваза с морским пейзажем и другие. Как ни в каком другом искусстве в декоративно-прикладном соединились польза и красота, неся в себе доступность и простоту, соединенные совершенной формой и изысканным декором.
Собрание музея украшают предметы западноевропейского декоративно-прикладного искусства – образцы Дельфтского фаянса, изделий Мейсенской и Севрской фарфоровых мануфактур, заводов Берлина и Вены, итальянской фабрики Джинори и английского Веджвуда. Великолепная ваза – часы второй половины XIXв., повторенная с формы 1760г. Новым Мейсоном. Её украшают динамичные фигуры, изображающие греческих богов Гефеста и Прометея, изящные амуры, лепные цветочные гирлянды. Все исполнено с прекрасным чувством материала, особенности которого подчеркнуты росписью ярких сочных тонов.
Особую славу восточной части коллекции составляет фарфор, секрет изготовления которого открыт здесь на 1100 лет раньше, чем в Европе, в VII веке. В составе коллекции выделяются несколько уникальных произведений высококачественного фарфора периода "правления трех императоров" начала династии Цин (1662 - 1795 гг.) – это цилиндрическая ваза с росписью в гамме "зеленого семейства", блюдо с декором в технике "фэньцин" – брызганого кобальта и ваза с шаровидным туловом, украшенная цветочным орнаментом «розового семейства». Музей располагает интересными образцами китайского бронзового литья XVIII века – курильницами, предназначенными для возжигания благовоний. Дополняет характеристику культуры XVIII - XIX веков небольшая коллекция табакерок - флакончиков из горного хрусталя, фарфора, агата, цветного стекла и нефрита разных оттенков. Резьба по слоновой кости представлена произведениями конца XIX - начала XX веков. Традиционная для Китая техника резного лака, предполагающая нанесение от 38 до 200 слоев лака на предварительно загрунтованную поверхность, представлена в собрании вазой, датируемой концом XIX- началом XX веков. В собрании декоративно-прикладного искусства Японии наибольший интерес представляют миниатюрные скульптуры нэцкэ. В традиционном японском костюме, не имеющем карманов, они служили приспособлениями-противовесами для удержания носившихся на поясах коробочек - "инро" с печатями, лекарствами, амулетами, ключами и другими мелкими предметами. В музее хранится прекрасный образец «танто» - меча, которые носили самураи, вышедшие в отставку, а также жены самураев, в ножнах из слоновой кости, относящийся к периоду Токугава (1615 - 1868 гг.) и датируемый концом XVIII – началом XIX вв. Дополняют экспозицию японской резной кости настольные скульптуры "окимоно" конца XIX - начала XX вв. Наряду с Китаем и Японией музей формирует коллекции произведений искусства и других стран Востока, включаемые в экспозиции разнообразных выставок. Произведения восточного искусства - свидетельства эстетического вкуса, высокого мастерства и верности вековым традициям их создателей.