Коллекции музея

Иконопись
Наиболее ранними памятниками в коллекции являются иконы с изображением Николы и особо почитаемого в народе образа Сергия Радонежского, датируемые XVI веком. В иконах XVI века вводятся новые герои, исторические и церковные деятели - «Св. князь Борис», 1-я половина XVII века, Это скорее своеобразный портрет, «памятник прежде жившим», выполненный с соблюдением условного канона. Эта икона - одна из лучших в собрании музея. В замечательных иконах «Св. Георгий с житием» и «Св. Никола с житием» [обе XVII века] присутствует неистощимая народная фантазия в изображении в клеймах сцен из жизни святых. Основную часть коллекции составляют иконы XVII - XIX веков, которые дают представление о многообразии стилистических приемов в древнерусском искусстве. В одних - следование традициям письма XIV - XVI веков [«Богоматерь Владимирская», начала XIX века, Деисус, 1-я половина XIX века, «Сретение», XIX века]. В других художники обращаются к искусству светской реалистической живописи с ее объемами, пространственной средой и особенностями новой для них масляной техники [«Жены-мироносицы у гроба Господня», XVII век, «Вознесение», XIX век, «Въезд Христа в Иерусалим», XIX век]. В иных иконах явственно ощутимо проникновение традиций народного искусства с его фантазией, яркостью, наивностью исполнения [«Чудо Георгия о змие», «Св. Илья-пророк», обе - 1-я половина XIX века]. Представлены в собрании оригинальные произведения палехских иконописцев. Одна из икон - «Спас Вседержитель» -подписная, ее автор - известный иконописец конца XIX -начала XX века И.М. Баканов. Ценной представляется еще одна подписная икона - «Царь царем» Г. Чулимова, 1829 года. Гордостью коллекции является одно из приобретений - деревянный походный складень XIX века, отличающийся тонкой живописью одухотворенных ликов святых. В собрании достаточно много икон, изображающих разные образы -типы Богоматери с младенцем. Выразительна своей гармонией, изысканностью цветового строя икона «Богоматерь Владимирская с праздниками», имеющая точную дату создания - 1822-1826 годы. В 1990 году собрание дополнилось еще одной именной иконой, которая была передана в дар музею искусствоведом А.П. Токаревым, икона «Спас Смоленский» XIX века, на оборотной стороне которой процарапана надпись с именем автора - Федора Крестовникова. Привлекает необычностью сюжета, строгой конкретностью образов икона «Нечаянная радость пресвятой Богородицы» XIX века, переданная в музей Государственной налоговой инспекцией. Коллекция древнерусской иконы, хотя и с недостаточной полнотой, тем не менее, отражает основные тенденции развития иконописи позднего периода.