https://rnd.kassir.ru/start-frame.js

Городской лекторий

Городской лекторий

Городской лекторий

5 августа в 12:00 в Ростовском областном музее изобразительных искусств (пр. Чехова, 60) состоится лекция «Путешествие в сказку» из цикла "Народные промыслы России".
Посетители познакомятся с лаковой миниатюрной росписью: Мстера, Холуй, Палех, Федоскино. Это древнейшие центры лаковой миниатюры России.
Палех расположен в 65 км к востоку от города Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами.
Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя принципы древнерусской живописи и народного творчества. Мастера-иконописцы Палеха расписывали Грановитую палату Кремля, храмы Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря. После революции в Палехе наладили производство шкатулок, расписанных темперой – минеральной краской на яичном желтке. Написанные золотистыми красками на черном фоне образы «рассказывают» сказки и былины, сохраняя при этом утонченность образа русской иконы.
Село Мстёра во Владимирской области известно с 20-х годов XVII века благодаря мастерам Богоявленского монастыря. В святой обители писали «мелочные письма» — миниатюрные иконы, позже они обучили мастерству и сельских жителей. Жизнь русской деревни на лаковой миниатюре художники Мстёры стали изображать в 1920-х годах, когда иконы оказались почти на грани запрета. Новые сюжеты художникам диктовала Октябрьская революция. Расписные лаковые шкатулки из артели «Пролетарское искусство» покупателям пришлись по душе. Мастера Мстёры соблюдали старообрядческие традиции иконописи, писали в голландском пейзажном и лубочном стилях, изображали персидские орнаменты. Мстёрские художники избегали черного фона, оттого миниатюрный мир шкатулок казался особенно чистым и праздничным.
Холуйская лаковая миниатюра появилась в Ивановской области, в слободе, пожалованной князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских захватчиков. Предки современных мастеров писали иконы для Троице-Сергиевой лавры. К середине XIX века здесь создавали до двух миллионов икон. После революции местные мастера, как и палехские художники, стали расписывать шкатулки. Но не только их — живописными яркими рисунками украшали ларцы «под старину», пудреницы, миниатюрные игольницы. Сюжеты картинок были самыми разнообразными: русская природа и архитектурные пейзажи, исторические события, фольклорные сюжеты. Со временем у художников появился собственный стиль: лаконичное и объемное изображение, крупные планы, минимум деталей. Обрамляли миниатюры орнаментом из сусального золота с добавлением вишневой смолы.
В подмосковном селе Федоскино мастера использовали масляные краски. В этом – основное отличие Федоскинской живописи от Палехской, Холуйской и Мстёрской, где основная краска - яичная темпера.
Отличали федоскинцев также по многослойному красочному стилю, позволявшему добиваться реалистичности изображений, достигать эффекта глубины и объема. Мастерство живописцев граничило с ювелирным: шкатулки декорировали и узором — «сканью» из золотых и серебряных пластинок. От создания шкатулки до ее появления на прилавке проходили годы: лаки для прочности выдерживали на солнце.

Лектор – преподаватель Детской художественной галереи Кладиенко Мария Юрьевна.

Тел. 201-39-82, e-mail: romii@mail.ru, веб-сайт: romii.ru
Стоимость билета – 60 р.

Возврат к списку

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика