«Мадрид и Диего Веласкес»

«Мадрид и Диего Веласкес»

«Мадрид и Диего Веласкес»

     Мадрид XVII века с правителями испанской ветви династии Габсбургов – время политического и экономического упадка некогда могущественного государства.  Королевский дворец Алькасар и мрачный монастырь дворец и резиденция Эскориал. Церемониал, строгий этикет, жизнь по расписанию, ни шагу в сторону от принятых правил – вот суть жизни при испанском дворе. Начиная с Филиппа II, который начал ужесточать и доводить до совершенства эти нормы, и, заканчивая его правнуком Карлом II, когда церемониал превратился в монстра, пожиравшего всё живое и человеческое.
     В это сложное и неоднозначное время жил один из величайших художников XVII столетия – времени двух стилей: барокко и классицизма Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660). Художник, чье творчество не вписывается ни в один из них. Мастер с ранних лет был настолько самобытен и ярок в своем даровании, что в рамках выработавшейся художественной системы ему было тесно. Большую часть своей жизни Веласкес был придворным художником испанского короля Филиппа IV, параллельно выполняя при дворе другие многочисленные поручения правителя. Если количественно определить его творческое наследие, то большее число в нем придется на портреты короля, его родных и ближайшей свиты, которая жила во дворце.  Но это все выдающиеся творения живописца, созданные в разные периоды его творческой биографии. Кисть гениального художника выхватывала наиболее острое и характерное в модели и посредством этих акцентов, создавался целый внутренний мир портретируемого. В наследии Веласкеса очень мало портретов представителей испанского дворянства. Слишком правдивыми и не приукрашенными были портреты королевской семьи и заказов от знати художнику практически не поступало. Помимо Филиппа IV и его семьи в портретной галерее художника выделяется «Портрет папы Иннокентия Х», 1650 г., который является вершиной реалистического видения и, несмотря на рамки парадного изображения, раскрывает внутреннюю сущность понтифика очень глубоко и правдиво. Художник всегда ставил перед собой новые задачи и стремился их решать, а после решения ставил новые. В этом и заключается мастерство настоящего гения. Изучение, преодоление и новые вершины. Одной из важных задач на протяжении всего творчества можно считать расширение и увеличение пространства в картине путем применения разных планов, зеркал, картин, висящих на стенах. За счет этого появляется эффект картины в картине. В лучших многоплановых произведениях художнику это удалось настолько, что зритель уже на протяжении многих столетий не может оторваться от картинного пространства и «путешествует» взглядом от одного края холста к другому останавливаясь на главном, и всматриваясь в детали. Многочисленные портреты Филиппа IV, его детей, шутов и сложные композиции, созданные в интерьерах дворца, до сих пор служат непревзойденным образцом совершенства для настоящих ценителей искусства и художников разных поколений.
Лектор – главный хранитель РОМИИ Воробьева Ирина Олеговна.
Тел. 201-39-82, romii@mail.ru


Возврат к списку

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика