Городской лекторий

Городской лекторий

Городской лекторий

2 апреля в 15.00 в актовом зале Ростовского областного музея изобразительных искусств (пр.Чехова, 60) состоится лекция «Кострома» из цикла «Город древний, город славный…».

Кострома не принадлежит к городам со столь большой и прочной славой, как Великий Новгород, Владимир и Суздаль, Ростов Великий и Ярославль.А между тем костромская земля известна издревле незаурядными зодчими и художниками, немало потрудившимися по всей русской земле. Имена живописцев „стенного писания“ Гурия Никитина, Силы Савина, Василия Ильина, Василия Козмина принадлежат к первому десятку, составившему славу русского искусства XVII в.Природное окружение Костромы вдохновляло многих художников на создание замечательных произведений искусства. Природу Плёса очень любил И. Левитан. Здесь были навеяны многие темы его лирических русских пейзажей. Картина Саврасова “Грачи прилетели” создана близ села Сусанина (бывш.Молвитино).

Многовековая история Костромы интересна, многообразна и непосредственно связана с развитием Российского государства. Первое упоминание о городе в летописях датируется 1213 годом.Тогда ростовский удельный князь Константин, сын Всеволода Большое Гнездо,  сжёг Кострому, а жителей увёл в полон. Основан же город владимирскими князьями, предположительно Юрием Долгоруким примерно за сто лет до первого упоминания.В 1272 году во времена правления князя Василия Ярославича Кострома стала столицей Северо-восточной Руси, обозначив начало периода своего расцвета - велось строительство, были возведены Успенский собор, Спасо-Запрудненский Монастырь и церковь Воскресенья на Дебре."Город сорока церквей" - так раньше называли Кострому. И это не просто слова. Церкви города Костромы являются его достоянием и украшением.

К сожалению, в послереволюционные десятилетия архитектурный облик города  понёс большие утраты, была уничтожена бόльшая часть церквей, взорван соборный ансамбль. Тем не менее, архитектурное наследие отличается большим разнообразием: образцы народного деревянного зодчества,памятники древнерусской архитектуры (в основном, культовые сооружения). Так  своей красотой и древностью выделяется Богоявленско-Анастаcиинский женский монастырь, основанный происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой. В 1559 году началось строительство Богоявленского собора — самого древнего из сохранившихся в городе Костроме каменных сооружений. Инициатором его строительства был игумен Исайя (Шапошников), а одним из наиболее крупных жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного.

В Богоявленском кафедральном соборе находится Феодоровская икона Божией Матери, особо почитаемая Русской православной церковью. Икона известна как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии — царя Михаила Фёдоровича. Событие, которое происходило  в Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре, одном из величайших шедевров православной культуры. Основанный в конце 13 века, он располагается на месте впадения реки Костромы в Волгу.Монастырьпользовался покровительством Годуновых, ими были даны в дар книги, богатая  утварь. В монастыре работала иконная мастерская, была создана большая библиотека, где хранились редкие книги и рукописи. Именно тут находились списки Ипатьевской летописи, названные так  по монастырю. Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси и почитался наравне с лаврами. Именно к Ипатьевскому монастырю по легенде шли противники Романовых, и здесь совершил свой подвиг Иван Сусанин.После того, как власть перешла к династии Романовых, обитель стала считаться  колыбелью дома Романовых. На территории расположены жемчужины зодчества: Троицкий собор, с уникальными монументальными росписями, созданными Гурием Никитиным, Силой Савиным и другими мастерами, а также удивительный по красоте иконостас; Звонница и Палаты бояр Романовых; Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии.

О том, как сложился своеобразный и неповторимый архитектурный облик Костромы, о том, что сохранилось из произведений художественной культуры прошлого и пойдет речь в лекции.


Лектор – искусствовед Симона Геннадьевна Езовцова

Тел. 201-39-82, romii@mail.ru

г. Ростов-на-Дону, пр.Чехова, 60.



Возврат к списку

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика