К предстоящей встрече с искусством Михаила Шемякина

К предстоящей встрече с искусством Михаила Шемякина

К предстоящей встрече  с искусством Михаила Шемякина

 


карнавал.jpg

Познакомиться с подлинными произведениями Михаила Шемякина в Ростове-на-Дону – возможность неожиданная, уникальная и, естественно, что ростовчане активно ею воспользуются, и, надо надеяться, останутся довольными по настоящему важным для себя открытием ранее лишь понаслышке знакомого имени,  познав его творчество теперь воочию. Цветная литография, пастель, шелкография, рисунок пером, скульптура, показанные в залах областного музея изобразительных искусств (всего около 200 произведений) достаточно широко иллюстрируют творческие возможности русского художника Михаила Шемякина вот уже несколько десятилетий живущего зарубежом. Даже первый, пусть не длительный, но внимательный обзор выставки дает повод говорить и не сомневаться в том, что ее автор сумел в своем многогранно интригующем искусстве стихии человеческого духа органично соединить многие  традиции русской и мировой изобразительной культуры. Да, на наш взгляд, пронзительно-русской например, звучит серия цветных литографий художника к балетами Стравинского. В нем отголоски музыкального ритма, ярмарочной цветопластики и эта тягучая линия.  – Откуда они?  – От древнерусской миниатюры, лубка петровской эпохи, или от утонченного изыска мирискуссников? И все же – от Михаила Шемякина.  Представляется, что наиболее полно и ярко, с глубиной подлинно гоголевских интонаций Шемякин-график выразил себя в большом цикле цветных литографий «Карнавалы Санкт-Петербурга». – Здесь дух мистерии и фантасмагории, отголоски русской истории тесно переплетены с парадоксами и гримасой дня сегодняшнего. В этих листах Шемякин виртуозен как художник безраздельно владеющий сокровенными секретами графического мастерства. При всей раскрепощённости мысли и духа Михаил Шемякин жестко дисциплинирован и организован, в каждом его листе видно огромное упорство и стремление к совершенству, помноженные на большой профессиональный труд. А это и есть путь к успеху.   В портрете великого танцора Вацлава Нижинского можно найти оттенки воспоминаний по-своему авторски трансформированных красочных симфоний экспрессивного Кандинского и философски рационального Филонова, но повторяем, не заимствованных, а глубоко субъективно интерпретированных. Среди особо почитаемых кумиров Шемякина Брейгель и Босх, они для него, может быть, самые современные и близкие по духу художники, в их искусстве он видит не только наследие и насущность, но и программы человеческого бытия будущего. Впечатляют острым эмоциональным подтекстом листы «Искушение творчеством», «Заклятие зверей». А вот мы видим наступающую на человеческий мозг обезьяну или освежеванную свинью, продолжающую жадно пожирать что-то, здесь же оскалившаяся пасть, человекообразная пантера в жутковатом подлунном мире…   Линии художника, как, например, в случае с циклом «Чрево Парижа» бывают сродни тщательно отточенным лезвиям взвешенных слов обособляющих и обнажающих плоть в ее различных оттенках жизнепроявления и тления. – Что это метафоры, символы, зловещие предзнаменования, или предчувствие Апокалипсиса?  - Как их перевести на часы нашего земного времени? Размышляй зритель, но не пытайся найти дословного перевода только что увиденного. Здесь затронуты многовековые общечеловеческие критерии  и проблемы гуманистического характера, которые не могут быть ограничены какими-то рамками обыденных сюжетов, ибо они находятся в постоянном движении во времени. Кстати о сюжете, который может служить поводырем зрителю на выставке работ Шемякина. В общепринятом смысле он присутствует разве что в иллюстрациях к песням его друга Владимира Высоцкого, да и то большой силы экспрессия самих образов персонажей делает сюжет тоже условным с емким ассоциативным ходом. Метафизическое начало присуще натюрмортам Михаила Шемякина, где предметы и вещи живут в остановившемся времени собственной, независимой отстраненной от человека жизнью. В экспозиции выставки можно встретить и образ Рембрандта, над судьбой которого автор размышляет в своей большой композиции, выполненной в технике пастели. Может он кому-то будет непонятным. И хотя великий голландец обнажал в своих автопортретах душу многократно и многолико, но из наших современников с ним рядом никто не стоял и не измерял температуру его человеческого темперамента. Здесь же и известный по многим иллюстрациям портрет гениального землянина Стравинского пружиной ввинченного во Вселенную.  В нем и величие и драма творца, нашедшего пристанище в стихии надвременного пространства. И все же искусство художника Михаила Шемякина уже вместе с нами перешагнувшее в XXI столетие, безусловно, принадлежит цивилизации прошлого и нынешнего веков, но это нисколько не исключает в нем наряду с сугубо современными актуально-пластическими идеями общечеловеческого мировосприятия, явного наличия основательной национальной русской духовной составляющей. Это когда жестокое и высоко нравственное рядом и, порою, так причудливо и драматично переплетено, что свойственно судьбе лишь русского человека и не ищите такое у другого народа.

 


Возврат к списку

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика