https://rnd.kassir.ru/start-frame.js

"Нетленная связь времен"

"Нетленная связь времен"

Василий Иванович Суриков(1848-1916) - русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, участник выставок передвижников,  академик (1895).

 

Василий Иванович родился 12 января 1848 г. в городе Красноярске в семье губернского регистратора. Его предки были донскими казаками, которые пришли в Сибирь с Дона во главе с атаманом Ермаком в 16 веке.

Степан Разин. 1906. Холст, масло.jpgТема широкой казацкой натуры, тема героизма и силы станет излюбленной для художника. Способности Василия к рисованию были замечены еще в приходском училище преподавателем Н.В. Гребневым, который стал специально заниматься с ним отдельно рисованием. После окончания училища Суриков уже добился признания в Красноярске, его акварели ценились земляками, Василий давал уроки в доме губернатора где познакомился с золотопромышленником П.И. Кузнецовым, который решил принять участие в судьбе талантливого юноши и предоставил ему стипендию на обучение в Академии художеств в Петербурге. После обучения в Академии Василий Иванович переезжает в Москву. По словам Сурикова - «Было в Москве что-то гораздо большее напоминавшее мне Красноярск». Москва дала художнику исторические впечатления соединявшиеся с живыми в нем впечатлениями детства. «Как только начинало темнеть я отправлялся бродить по Москве и все больше к кремлевским стенам» - писал Суриков. И в одну из таких прогулок, красная площадь вдохновила его написать работу «Утро стрелецкой казни». Суриков был художникомБоярыня Морозова. 1884-1887. Холст, масло..jpg редкого таланта. Он умел предвидеть, постигать, проникая сквозь завесу столетий. Воссоздавая атмосферу лобного места мастер всюду, где только мог, собирал данные о костюмах, работал в кремлевской Оружейной палате и Московском Историческом музее. Он встречал своих будущих героев на улицах и одновременно они являлись ему в мечтах и снах.

К 1881 году картина предстала перед публикой на очередной выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Дочь П.М. Третьякова А.П. Боткина вспоминала о Сурикове: «…никто не начинал так. Он не раскачивался, не примеривался и как гром грянул этим произведением». В 1883 г. Василий Иванович пишет работу "Меншиков в Берёзове". Это единственная интерьерная картина из всех классических работ художника. Сурикова часто упрекали за несоблюдение в ней правил перспективы - диспропорцию между огромным ростом Меншикова и низким потолком избушки. Однако возможно, что Суриков сделал это сознательно для того, чтобы подчеркнуть всю трагичность состояния сильной энергичной личности обреченной на медленную смерть в ссылке. Павел Третьяков первым увидел и "шекспировскую трагичность" картины. Он приобрел «Меншикова» за пять тысяч рублей, что дало возможность семейству Суриковых совершить долгожданную заграничную поездку. Суриковы ехали через Берлин, Дрезден, Кёльн. В Париже художник с семьей задержался надолго. Кроме сокровищ Лувра, Сурикова интересовало современное французское искусство. В Париже Суриков оценил картины импрессионистов. Он особенно уделил свое внимание влиянию световоздушной среды на цвет и форму предметов, в картинах импрессионистов.

     После приезда в Москву в 1884 г. Суриков начал писать "Боярыню Морозову". И опять, как в «Стрельцах», Василий Иванович показывает широчайшую гамму ответной реакции толпы: от поклонения, Покорение сибири Ермаком. 1895. Холст, масло..jpgсочувствия, жалости до осуждения, спокойного любопытства и откровенного злорадства. Особенно сложной оказалась работа над центральным образом. " В типе боярыни Морозовой, - вспоминал художник, - тут тетка одна моя Авдотья Васильевна... Она к старой вере стала склоняться... Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала.». Живя зимой 1889/90 года в Красноярске и наблюдая тамошнюю игру с захватом снежного городка, излюбленную у казачей моложежи, Суриков увлекся мыслью написать «Взятие снежного городка». В этой картине зародилась новая суриковская тема - тема широкой казацкой натуры, развернувшаяся в эпопеях позднейших исторических картин.

     В начале осени 1890 года Суриков в Москве начинает новую картину - "Покорение Сибири Ермаком" (1895). Летом 1893 года он отправляется на поиск типажей на Дон, к казакам. Верность типов Суриков проверял в Москве, приглашая к себе в мастерскую казаков и казаки признавали их за своих. Летом 1894 года Суриков собирал материалы для татарской стороны картины. В окрестностях озера Шира им были написаны этюды хакасов (местных качинских татар). Труднее всего Сурикову далась его последняя картина - "Степан Разин" (1906). Разин — вождь казачьего и крестьянского восстания, могучий, мужественный, человек огромной воли. Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. Когда картина была выставлена, Василий Иванович на выставке переписывал его лицо. Однажды, закончив работу, он сказал знакомому художнику: «Сегодня я лоб писал Степану, правда, теперь гораздо больше думы в нем?». Бросается в глаза сходство лица Степана с одним из последних автопортретов художника.

    Лето 1915 года Василий Иванович провел на юге, в Крыму. Он много загорал, подымался в горы. Такие нагрузки оказались слишком тяжелыми для его больного сердца. 6 марта 1916 года Сурикова не стало.

 

Телефоны для справок:  2013982,  2664514


Возврат к списку

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика