https://rnd.kassir.ru/start-frame.js

"Прекрасная есть жизнь"

"Прекрасная есть жизнь"


Автопортрет 1878 г. Холст, масло..jpg

Илья Ефимович Репин (1844-1930) - русский художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен, Академик Императорской Академии Художеств. Один из активнейших членов «Товарищества передвижников», также поддерживал близость с «Миром искусства».

 

    Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию, и получив с помощью местных иконописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом, в девятнадцатилетнем возрасте поступает в петербургскую Академию художеств. В Академии он делает стремительные успехи: уже через месяц после поступления ему ставят за рисунки первые номера. Культивируемый в стенах Академии «высокий стиль» был воспринят им не как нормативная система, а Крестный ход в Курской губернии, 1880—1883. Холст, масло..jpgкак содержательная традиция. И.Н. Крамской стал наставником Репина в академии. «Художник есть критик общественных явлений, - говорил он ему, - он должен быть выразителем важных сторон общественной жизни». И Репин ловил на лету каждое слово этого «передвижнического» катехизиса. Сенсацией стали его "Бурлаки на Волге" (1870–1873). На базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге с художником Ф.А.Васильевым, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.

В мае 1873 года художник отправился в Европу в качестве пенсионера Академии художеств. Он не стал рьяным приверженцем импрессионизма, но был далек и от ригоризма некоторых своих русских коллег, склонных усматривать в импрессионизме опасность ухода от жизненной правды. В Париже Илья Ефимович обосновался на Монмартре, излюбленном месте импрессионистов, где начал работу над картинами «Садко» и «Парижское кафе». Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг иЗапорожцы. 1880—1891. Холст, масло..jpgз русской истории кровавую сцену и т.д. Репин с великолепным равнодушием отвечал: «Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие».

В 1874 г. Илья Ефимович Репин становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. Появление репинских картин на ежегодных выставках этого объединения превращается каждый раз в событие общественной и художественной жизни. Как в случае с торжественно-саркастической работой "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883). В этой картине толпа показана как единый массив. В характеристиках привилегированной части толпы - мещан, купцов, кулаков и помещиков - отчетливы обличительные интонации, имеющие своим источником критическую тенденцию 1860-х гг. На лицах - выражение притворного благочестия, сознание собственной значительности, важность, граничащая с чванством. Это беспорядочное нестройное шествие, не имеющее ни конца, ни начала, не знает и своей общей цели.

Особое место в творческой биографии художника занимает серия работ посвященных революционной теме. ("Отказ от исповеди", 1879–1885; "Не ждали", 1884; "Арест пропагандиста", 1880–1892; "17 октября 1905 года"). Самым значительным произведением на революционную тематику стало полотно «Не ждали». Репин изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Его неловкая поза, ожидание, застывшее в глазах, свидетельствующих о неуверенности, даже страхе: узнает ли его семья, примут ли отца, отсутствующего много лет, его дети? Стасов ликовал: «Репин не почил на лаврах после «Бурлаков», он пошел дальше вперед. Илья Ефимович увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи ("Прием волостных старшин Александром III", 1885; "Торжественное заседание Государственного Совета", 1901–1903).

Художник чрезвычайно заботился об исторической достоверности своих картин. Работая над «Царевной Софьей», «Иваном Грозным», «Запорожцами», он выяснял мельчайшие детали: костюмы, оружие, мебель, убранство интерьера, даже цвет глаз царевны Софьи. Но при этом в исторических картинах Репина совершенно отсутствует временная дистанция: происходящее показывается как совершающееся в настоящем, а не прошедшем времени, герои картин показываются в движении. Иконописец А.Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал в 1913 картину ножом, что стало предлогом для публичного диспута Репина с М.А.Волошиным о границах между искусством и реальностью.

Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Николаевич Толстой. За тридцатилетний период личного знакомства с Толстым художник сделал десятки живописных и графических изображений писателя. «В душе русского человека есть черта особого скрытого героизма, - писал Репин, - Это - внутри лежащая, глубокая страсть души, съедающая человека, его житейскую личность до самозабвения, и Репин считал эталоном такого типа людей Льва Николаевича.

Остро реагировал художник на события первой русской революции 1905 года, участвуя во многих коллективных протестах прогрессивной русской интеллигенции против царского террора. Знаменательным было сближение его в эти годы с М. Горьким. Хорошо известен репинский рисунок «М. Горький читает в Пенатах свою драму «Дети солнца» (1905), на котором вместе с писателем изображены В.В. Стасов, А.И. Куприн, Н.Г. Гарин-Михайловский. Старея, художник продолжает удивлять публику. В загадочной картине "Какой простор!" (1903) – зрители не без основания увидели не столько изображение прогулки двух молодых людей по берегу Финского залива - таково было буквальное содержание представленной сцены, - сколько желание автора передать свое ощущение грядущего.

После Октябрьской революции 1917 художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1922–1925 пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом "Голгофу".

И. Е. Репин скончался в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 г..

 

 

Телефоны для справок:  2013982,  2664514


Возврат к списку

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика