https://rnd.kassir.ru/start-frame.js

лекция "Русский пейзаж"

лекция "Русский пейзаж"

22 марта в 15:00 в Ростовском областном музее изобразительных искусств (пр. Чехова, 60) состоится лекция "Русский пейзаж" А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев. (Городской лекторий «Бунт и примирение» (Русское искусство второй половины XIX века). Лектор: Головкина Г.Н.

 

Портрет художника Шишкина». Крамской 1873 Холст, масло..jpg      Иван Иванович Шишкин (1832—1898)  - русский живописец, один из крупнейших мастеров реалистической пейзажной живописи. Академик (1865г.) и профессор (1873г.) живописи Петербургской академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

         Родился будущий художник в Елабуге. Родительский дом Шишкиных стоял на высоком берегу р. Тоймы, из окон было видно место, где она впадала в Каму, а вокруг — озера, заливные луга, дубравы и вековые сосновые боры. Отец Ивана Ивановича был человеком разносторонних знаний. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано. В 1852 г. Иван поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.  В 1856 г. Шишкин поступает в петербургскую Академию художеств. Ивану многие советовали бросить пейзаж, как низший и недоходный род живописи, но, один раз избрав себе дорогу, он уже никуда с нее не свернул. Его влекла жажда художественного исследования природы. Шишкин считал, что - «В рисунке природы не должно быть фальши. Это все одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова». Подлинной школой для Шишкина стала девственная природа Валаама. Он получает большую серебряную медаль за рисунки пером и живописные этюды Валаама - "Сосна на Валааме", "Вид на острове Валааме". От них веяло заброшенной, дикой красотой, суровостью и величием природы. Национальный пейзаж стал основой творчества Шишкина. В апреле 1862г. Иван выезжает в пенсионерскую командировку в Германию. В 1864 г. в Париж. В Европе желание работать исчезает, не было натуры по душе. Он писал друзьям: «Полюбить природу чужого народа — что изменить своей церкви». Только в Дюссельдорфе русский пейзажист оттаял душой. Летом 1865 г. он поселяется в Дюссельдорфе, где пишет картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа", за которую получает звание академика. В 1867 году художник снова отправился на легендарный Валаам. Тогда и начал Шишкин писать русский лес и началось эта эпопея с картины "Рубка леса" (1867).

В 1871г. на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок он участвует с картиной "Вечер".  В 1873 г. ему присуждают звание профессора за картину "Лесная глушь". «Шишкин —Портрет художника А. К. Саврасова.  И.П. Волко. 1884. Холст,масло.jpg верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», — говорил о нем И. Крамской. В. В. Верещагин, посмотрев этюд «Сосны, освещенные солнцем. Сестрорецк», сказал: «Да, вот это живопись! Глядя на полотно, я, например, совершенно ясно ощущаю тепло, солнечный свет и до иллюзии чувствую аромат сосны».

   Мастерство Шишкина получает всеобщее признание, техника его настолько совершенна, что вызывает восхищение у зрителей и художников. Но семейное счастье художника оказалось недолгим. Любимая жена Ивана Ивановича Евгения Александровна умерла (1874), умер старший сын Владимир. Художник, чтобы не потерять душевного покоя, приступил к работе над «Рожью» (1878 г.). Успех полотна превзошел все ожидания. Его «Корабельная роща» (1898 г.) стала гимном русскому лесу, его вековому могуществу и покою. Привыкшие считать Шишкина «царем леса», «дедушкой лесов», «пейзажистом-лесовиком», зрители увидели перед собой обширную равнину.

Скончался художник 20 марта 1898 г. Над могилой Шишкина его ученик М. Иванов взволнованно сказал, что он «был чистым и крупным художником, истинно русским человеком... Он же будет продолжать жить, пока живы мы, ибо он в памяти нашей».

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) — русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, основоположник символистского "пейзажа настроения" в русской живописи.

          Родился Алексей Кондратьевич в Москве 12 (24) мая 1830 в семье мелкого купца. С 1844 по 1854 - Ф.А. Васильев. Оттепель. 1871г, холст, масло..jpgучился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1862 г. и 1867 г. побывал в Европе, особое впечатления на него произвели горные виды Швейцарии. Жанр пейзажа стал главным для Саврасова. В подмосковных пейзажах пятидесятых годов в полной мере проявилась характерная черта, свойственная всему творчеству Алексея Кондратьевича в целом — это склонность к возвышенному восприятию природы. Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как “Старые сосны” (1854), “Сосны (из Гусарева)” (1850-е гг.), “Старый дуб у обрыва над рекой” (1857 г.). Важное место в творчестве Саврасова занимает также тема степных просторов, для чего он много путешествовал по Украине. Работы этого периода -  “Степь днем”, “Рассвет в степи”, “Вид Киева”, датированные 1852-м г. Повседневное и поэтическое органично сливаются в работах Алексея Кондратьевича воедино так, как это происходит в реальной жизни. Ему удается гармонично слить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние.

В 1862 г. Саврасов путешествует по Англии. Здесь художник познакомился с английским пейзажным искусством. Познакомившись с природой чужих стран, он глубже понял своеобразие и обаяние родной природы. На Волге в 1871 г. мастер создает этюды к ряду лучших своих работ, в их числе "Печерский монастырь под Нижним Новгородом", и знаменитая картина "Грачи прилетели", ставшая самойСаврасов А.К. Грачи прилетели. 1871 Холст, масло.jpg популярнейшим русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Именно тут “настроение” — как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем. Весенняя тема так и останется любимой в творчестве художника и будет разработана им во многих последующих сюжетах. Скончался художник в Москве 26 сентября 1897 г.

 

   Федор Александрович Васильев (1850—1873) - русский живописец, пейзажист  родился 10 февраля 1850 г. в Петербурге, в семье мелкого почтамтского чиновника. Детство художника было омрачено не только бедностью, но и трагичной судьбой его отца, после смерти которого в 1865 г. Васильев стал опорой семьи — на плечи 15-летнего юноши легли заботы о хлебе насущном. Окончательно избрав путь художника, он поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Большой любовью и авторитетом пользовался преподававший в школе И. Н. Крамской, с которым художник был близок всю свою недолгую жизнь. Несколько позже Васильев сближается с И. И. Шишкиным, который становится его наставником. В июне 1867 г. Шишкин и Васильев отправляются на Валаам. Прислушиваясь к советам Шишкина, у Федора Александровича возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. Его лучшей валаамской работой считается этюд «На острове Валаам. Камни» (1868 г.). Известные картины художника “Деревенская улица” и “После грозы”, характеризуются мотивом дороги, стремлением вывести содержание картины за пределы изображенного. Федор Александрович хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Совершив поездку в Тамбовскую губернию, Васильев испытал чувство приобщения к Портрет художника Ф. А. Васильева. Крамской.Холст, масло,.jpgприроде, полной жизненных сил и поэтического очарования. Вернувшись в Петербург Васильев создал одно из главных своих произведений — “Оттепель”, которая была представлена ранней весной 1871 г. Эта картина несла в себе большое социальное содержание, она вся проникнута тоской и грустью, навеянными горькими раздумьями художника о жизни русской деревни. Зимой 1870 г. художник сильно простудился, и у него обнаружилось сильное заболевание легких. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. Васильев переселился в Ялту, взяв с собой рабочий альбом с этюдами и набросками украинских деревенских мотивов. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно “Мокрый луг” (1872). С этого времени образ природы  приобретает Васильева оттенок героического величия. Художнику было необходимо закончить заказанную ему и уже оплаченную картину “Рассвет”, представлявшую собой новый “тип картин”, которые художник мечтал исполнить, но смерть не дала сбыться его мечтам. Федор Александрович Васильев скончался 24 сентября 1873 года.

«Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной.. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин».
Ге Н.Н

Телефоны для справок:  2013982,  2664514


Возврат к списку

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика