«Автопортрет» Елизаветы Кругликовой⠀

«Автопортрет» Елизаветы Кругликовой⠀

«Автопортрет» Елизаветы Кругликовой⠀

«Автопортрет» Елизаветы Кругликовой⠀

Продолжаем знакомство с коллекцией русского искусства Ростовского областного музея изобразительных искусств.⠀
Елизавета Сергеевна Кругликова (1865-1941) внесла немалый вклад в развитие русской гравюры ХХ в. ⠀

Она изучала разнообразные печатные графические техники и со временем в совершенстве овладела ими. Особой симпатией пользовались у нее техники весьма редкие, полузабытые или даже совсем забытые – такие, как офорт, мягкий лак, акватинта, монотипия. Постоянно экспериментируя, художница восстанавливала или заново открывала для себя их тонкости и придавала им современное звучание. Ее монотипии с многочисленными видами Парижа, русского пейзажа часто напоминали то импрессионистический этюд, то нежную акварель.⠀

Второй областью, привлекавшей внимание Кругликовой, было искусство силуэта, вырезанного из черной бумаги. Эта простая техника воплотилась в превосходные и разнообразные произведения. Наибольшей известностью пользуется серия портретных изображений современников художницы, которую она создавала в течение почти двадцати лет (портреты М. И. Цветаевой, М. А. Волошина, А. А. Блока, А. А- Ахматовой, А. Н. Толстого, В. В. Маяковского и др.). Несомненно правдивая и острая, подчас немного шаржированная, психологическая выразительность придают им характер своеобразного художественного документа, красноречиво характеризующего людей этого насыщенного событиями времени.⠀
«Изменчивое, подвижное лицо. Боковой пробор разделяет серебристые пряди подстриженных волос. Костюм полумужского покроя. Энергичный жест, поясняющий недосказанное. Широкая улыбка. Голубой дымок папиросы», – так описывал Елизавету Кругликову художественный и литературный критик Э. Голлербах. Стремительная, живая, изыскано одетая дама с живописного автопортрета 1910 г. причудливым образом сочеталась в ней с мастером, сутками не отходящим от офортного станка. ⠀

В автопортрете Кругликова не стремится показать себя в роли художницы. Здесь отсутствуют предметы, указывающие на род деятельности автора. Скорее она передает нам ощущение самоценности личности в огромном культурном пространстве нового тысячелетия.⠀

* Кругликова Е.С. Автопортрет. 1910. Картон, масло. 60х44. Коллекция Ростовского областного музея изобразительных искусств.⠀

#РОМИИ #лучшедома

Возврат к списку

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика